La Repubblica | 22 августа 2008 г.
"Кровопролитие в Тибете во время Игр". Далай-лама обвиняет Китай
Федерико Рампини
Китайская армия стреляла по толпе, убито неустановленное число манифестантов. С таким заявлением выступил Далай-лама во время своего визита во Францию в интервью газете Le Monde, которая писала о 140 убитых. Лидер буддистов в изгнании отрицал, что ему известно точное число жертв: "Это цифра, которую мы слышали, но мы не можем ее проверить, мы не знаем точных данных". Le Monde сразу же уточнила на своем сайте и сделает это в ближайшем номере, что речь шла об информации, полученной от представителей из ближайшего окружения Далай-ламы, а не от самого интервьюируемого. Но вот о другом трагическом итоге Далай-лама говорил с уверенностью: "С начала волнений в марте в одной лишь Лхасе было убито 400 человек. Они были убиты из огнестрельного оружия во время мирных демонстраций. Их тела не были возвращены их семьям. 10 тысяч были арестованы. Мы не знаем, где они содержатся". Далай-лама нарисовал страшную картину ситуации, сложившейся в стране. "Новым моментом становится строительство самых настоящих военных лагерей. Китайское военное присутствие на Тибете имеет давнюю историю. Но навязчивая идея строительства новых баз в районе Амдо и Хам указывает на новый длительный этап милитаризации. В прошлом колонны военных приходили и уходили, теперь действует план грубых репрессий, обретающий перманентный характер".
В ходе поездки Далай-ламы во Францию проявился целый ряд моментов, вызвавших чувство неудовлетворенности. Президент Николя Саркози отказался встречаться с ним, чтобы не вызывать гнев правительства Пекина, поскольку Франции лишь недавно удалось его "развеять". Духовный и политический лидер тибетского народа должен был довольствоваться лишь встречей с супругой президента Карлой Бруни и своим старым другом Бернаром Кушнером, в настоящее время министром иностранных дел, с которым Далай-лама познакомился еще тогда, когда Кушнер руководил неправительственной организацией "Врачи без границ". Этот визит оказался не первостепенным, обусловленным франко-европейской реальной политикой, после того как сильные мира сего направились в Пекин, чтобы отдать дань уважения Ху Цзиньтао на церемонии открытия Олимпиады.
Но самым большим разочарованием стало сообщение, поступившее из автономной префектуры Карцзэ. Иными словами, из зоны, которая больше не принадлежит Тибету после того, как КНР "присоединила" ее к провинции Сычуань, но там, однако же, проживают тибетцы. Демонстрация протеста, прошедшая в понедельник 18 августа, и перестрелка стали подтверждением того, что в регионе все еще царит сильная напряженность. Это террор, который мы имели возможность наблюдать с близкого расстояния, когда в начале июля тайным образом мы проникли в Лхасу: город на военном положении, на каждом углу солдаты, готовые в любую минуту открыть огонь, с комендантским часом и разъезжающими бронеавтомобилями. Страдания Далай-ламы являются также следствием отсутствия точных новостей. Также как и Тибет, приграничные с ним зоны, в которых проживают тибетцы, стали недоступны для иностранцев, прежде всего журналистов и дипломатов. Слухи о массовых расправах, дошедшие до Далай-ламы, не могут быть подтверждены, потому что Китай препятствует доступу независимых наблюдателей, нарушая торжественные обязательства о свободе информации, которые Пекин взял на себя после того, как было принято решение о проведении Олимпийских игр в Китае. Резко снизилось и число туристов, ограничения, введенные китайскими властями, негативным образом сказываются на этом, одном из немногих, источников доходов тибетцев. В национальных СМИ царит молчание: благодаря фильтру цензуры ничего не известно о манифестациях в Тибете и о словах Далай-ламы.
Очевидной стала фикция "олимпийского перемирия". По словам Далай-ламы, всех постигло серьезное разочарование. Он надеялся, что именно Игры станут для китайского режима поводом для шагов навстречу, протягивания оливковой ветви, начала искреннего диалога. Приехав во Францию, буддийский лидер повторял: "Я поддерживаю эти Игры, Народная Республика их заслужила". Он также подтвердил, что не требует независимости для Тибета, он просит автономии "в соответствии с китайской конституцией" и даже "под властью компартии". Несколько дней назад показалось, что добрая воля Далай-ламы принесла свои плоды. Прошел слух о том, что президент Ху Цзиньтао может пригласить великого изгнанника в ноябре в Сычуань. Поводом может стать паломничество в места, пострадавшие от землетрясения 12 мая этого года. Далай-лама долго надеялся на то, что смелая дипломатия будет применена и в отношении Тибета, как та, что неожиданно привела к разрядке в отношениях с Японией и Тайванем. Но пока ничто не указывает на аналогичное развитие событий. Далай-лама признается, что ощущает беспомощность, говорит о поражении, которое может поставить под сомнение доверие к нему со стороны соотечественников. Он признает, что группы молодых тибетцев ("маленькое меньшинство") прибегают к методам насильственной борьбы. Кроме того, он видит, как нарастают противоречия между тибетцами, требующими независимости, и умеренными, такими, как он, которые "выступают за срединный путь и истинную автономию". Он подводит горький итог: "Мы оказались в сложной ситуации, поскольку срединный путь, следует это признать, не принес больших результатов". Атмосфера в Пекине не сулит прояснений. Как раз вчера еще четыре иностранных гражданина, установившие флаг Тибета рядом со стадионом "Птичье гнездо", были арестованы. Цензура заблокировала iTunes, знаменитый музыкальный магазин компании Apple, после того как 40 спортсменов скачали на свои iPod подборку протибетских песен.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях