Статьи по дате

The Washington Post | 22 августа 2008 г.

НАТО говорит "мяу"

Чарльз Краутхаммер

Прочтите первые пять параграфов заявления НАТО в связи с российским вторжением в Грузию, и вы не найдете ни намека на то, кто же на кого напал. Заявление до смешного нейтрально. "Мы скорбим обо всех погибших", - говорится в документе, будто бы альянс скорбит из-за автобусной аварии. Кроме того, НАТО "выражает глубокую озабоченность в связи с ситуацией в Грузии". Заметьте, ситуацией.

Лишь в шестом параграфе НАТО, альянс 26 стран с общим населением в 900 млн человек и ВВП в половину от мирового, достает из ножен свой могучий меч, храбро заявляя, что "российские военные действия" (не агрессия, не вторжение, даже не ввод войск, а "действия") "несовместимы с миротворческой ролью".

Что же предпримет Величайший Альянс Всех Времен после этой жуткой тавтологии в заявлении Москве? Отменит следующее заседание Совета Россия-НАТО.

Вот вам. Ни роспуска "большой восьмерки" (группы промышленно развитых демократических стран). Ни отказа России во вступлении во Всемирную торговую организацию. Ни отказа от участия в зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи - в 15 милях от грузинской границы. Ни заявления о поддержке правительства Саакашвили.

Не забывайте: вопрос идет не о военных действиях, а лишь о принятии мер, безвредных для Запада, которые значительно повлияли бы на Россию. В советские времена России была безразлична чужая реакция, поскольку страна находилась в центре замкнутой самодостаточной системы из 15 республик СССР, всех восточноевропейских стран и ряда заморских колоний. Теперь, когда все это ушло в небытие, постсоветская Россия бесконечно более зависима от международной системы. У нее есть политические и экономические болевые точки. Но сейчас, когда нарушена инфраструктура Грузии, а столица страны находится в осаде, НАТО не давит ни на одну из упомянутых точек.

Российское телевидение уже трубит о "расколе в лагере НАТО". Скорее, имеет смысл говорить о пропасти. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд в статье для лондонской The Times выступает даже против исключения России из "большой восьмерки" - против прекрасно взвешенной и давно назревшей меры. А один из немецких дипломатов говорит, что грузинский вопрос в первую очередь должен рассматриваться не в НАТО, а в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - в абсолютно безобидной консультативной организации - или в ООН, бездействие которой гарантировано благодаря российскому вето.

Французы, к их чести, попытались что-то сделать. К несчастью, Москва сумела обвести президента Николя Саркози вокруг пальца. Пятая статья соглашения о перемирии, в котором он выступил посредником, предоставляет России право "принять дополнительные меры в области безопасности" в границах Грузии - это карт-бланш для российской оккупации.

Но хватит о старой Европе. Новая Европа, где еще свежа память о притеснении со стороны России, оказалась не такой ленивой. Президенты прибалтийских республик, а также Украины и Польши прилетели в Тбилиси, чтобы выразить поддержку правительству Саакашвили. Украина пригрозила отобрать у российского флота морскую базу в Крыму и даже предложила передать Западу две радарные станции советских времен. Польша прекратила торговаться по поводу условий размещения в стране противоракетной батареи и практически в одну ночь согласилась на условия Америки.

Восточная Европа понимает, что поставлено на карту в Грузии. Страна объединила в себе сразу все цели. Намерения России очевидны: отрезать от Грузии Южную Осетию и Абхазию, чтобы затем включить их в состав России; сбросить прозападное грузинское правительство; запугать восточноевропейские страны, чтобы те снова вошли в сферу российского влияния.

Задача номер один уже выполнена. Грузия никогда не вернет себе указанные провинции. Вскоре их поглотит Россия.

Задача номер три пока что принесла обратный эффект. Восточная Европа сплотилась вокруг Грузии - и вокруг Соединенных Штатов.

Задача номер два сейчас повисла в воздухе. Российские танки разрубили Грузию надвое. Крупнейший порт страны разграблен. Столица изолирована. Россия всеми своими действиями демонстрирует, что войска останутся: они поддерживают работу блокпостов и полностью контролируют ситуацию.

Если так продолжится и дальше, Грузия задохнется, президент Михаил Саакашвили лишится власти, и его заменит послушный ставленник России, с которым Москва будет вести себя великодушно. Таким образом она продемонстрирует, что способна свергнуть прозападный режим в соседней стране с помощью полномасштабного вторжения или оккупации, не встретив никакого сопротивления со стороны НАТО. Для восточноевропейских лидеров подобный исход станет шоком, они пересмотрят отношение к Западу и со временем начнут подстраиваться под амбиции России. Тогда Россия достигнет всех поставленных целей.

Именно поэтому в ближайшие недели решится очень многое - в этот период давление на правительство Саакашвили будет максимальным. Цель данной войны - деморализовать и взять под контроль Восточную Европу. Исход этого противостояния полностью зависит от одного события: сможет ли Россия свергнуть "режим Тбилиси", как она презрительно называет местное правительство. На кону судьба не только Грузии.

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru