The Wall Street Journal | 22 августа 2011 г.
Умиротворенный солдат холодной войны
Нэнси Девулф Смит
К годовщине августовского путча The Wall Street Journal публикует интервью с американским историком, специалистом по России Ричардом Пайпсом.
"Можно ожидать, что в годовщину путча в доме человека, который преподавал нескольким поколениям студентов историю самого могущественного в мире тоталитарного режима, будет праздник, - пишет Нэнси Девулф Смит. - Тем более что он участвовал в выработке американского ответа советской военной угрозе и состоял в Совете национальной безопасности при Рональде Рейгане. Конечно, этот самый профессор - а в определенных кругах его по-прежнему демонизируют, считая квинтэссенцией солдата холодной войны, или (вот уж грех так грех!) автором выдумок о советской военной мощи - он наверняка восторженно кудахчет при мысли о том, как мы победили Советы".
Распад СССР Пайпс относит к числу "самых важных событий XX века". Но говорит он это, пребывая в безмятежности на крыльце своего летнего дома с видом на залитое солнцем озеро. "Это умиротворенный солдат холодной войны".
Угроз, сравнимых с той, что исходила от Советского Союза, Пайпс в современном мире не видит: "Единственный преемник - это Китай, но у китайцев нет таких агрессивных намерений в масштабе всего мира. С точки зрения русских, их триумф был возможен только в том случае, если весь мир стал бы коммунистическим. Не думаю, что с китайским коммунизмом дело обстоит так же. Им совершенно достаточно того, что у них богатая и могущественная страна, что она имеет влияние в своем регионе. Не думаю, что у них есть замысел захватить Африку, Латинскую Америку или что-нибудь в этом роде".
После событий 1991 года Пайпс, по его словам, "был настроен довольно оптимистично. Я думал, что все оковы, которые их сдерживали, пали и они обрели свободу. Но этого не произошло". Ученый не удивлен, что, несмотря на возобновление притеснений при Владимире Путине, его рейтинг до какого-то момента только рос: "Русские любят сильных лидеров, единовластных лидеров... Слабых лидеров, которые не вершат свою волю, а прислушиваются к народу, они презирают".
Собеседник The Wall Street Journal постарался вкратце объяснить, каким образом русских обошли стороной повлиявшие на остальную Европу идеи о правах человека и гражданском обществе: "Во-первых, русские были не просто крестьянами, которые были и в Европе, он были крепостными - не совсем рабами, но близко к тому. У них не было гражданских прав, не было юридических прав, не было прав собственности. Они были движимым имуществом. Из-за этого у них не развилось осознание принадлежности к сообществу".
Эту теорию "многие русские воспринимают как русофобское обвинение в рабском мышлении", отмечает Девулф Смит, и такими идеями Пайпс нажил себе врагов, среди которых был и покойный Александр Солженицын. За книжку "Россия при старом режиме" ("Russia and the Old Regime") он ругал Пайпса "псевдоученым". "Есть вещи, которые остаются неизменными, - отмечает интервьюер. - Ранее в этом месяце премьер-министр Путин назвал Соединенные Штаты страной-"паразитом". Но обозвать - это, наверное, худшее, что на данный момент в состоянии сделать Россия, во всяком случае Западу".
"Они представляют угрозу для своих бывших республик, - говорит Пайпс. - Центральная Азия их не беспокоит, так как тамошние [государства] довольно покорные. Но с потерей трех балтийских республик, Украины и Грузии они смириться не могут. Я совершенно уверен, что если бы Грузия или Украина вошли в НАТО, как им бы того хотелось, русские бы вторглись и лишили их независимости. Но для нас они угрозы не представляют". При этом Пайпс полагает, что усиление Китая дает США возможность подтолкнуть Россию к тому, чтобы войти в круг нормальных европейских стран.
Курс Обамы Пайпсу не близок, но "перезагрузку" он считает "по-видимому успешной". Другое дело, что он "не знает", "в какой мере это результат политики Обамы, а в какой - страха [Москвы] перед Китаем и [ее] стремления сблизиться с Европой и США... Китай превращается в великую державу. И это их страшно беспокоит. Они согласны на то, чтобы второй великой державой была Америка, но Китай в роли великой державы их огорчает".
В связи с этим Россия, возможно, готова к сближению с Западом, и это осуществимо, если только не помешает НАТО. Не исключено, что данная структура уже отжила свое, говорит Пайпс: "НАТО было создано специально для того, чтобы противостоять русской угрозе. Русской угрозы больше не существует... Так что, мне кажется, пришло время подумать о его роспуске".
Главная проблема Америки на сегодняшний день - воинствующий ислам, убежден эксперт. От коммунизма его отличает децентрализованность и фанатичность. Пайпс нисколько не сомневается, что Америке по силам справиться с "мусульманской угрозой", хотя борьба эта может затянуться на десятилетия.
Один из уроков распада СССР, по мнению Пайпса, в том, что "нельзя из практических соображений уступать злу, а мы этим занимались много лет, в период разрядки и так далее. Мы уступали и обращались с этими людьми не как с жуликами и преступниками, а как с достойными партнерами. И это была ошибка, они таковыми не были. И история это доказала. Ну, не всем, конечно". Как поясняет Девулф Смит, речь идет, в том числе, и о коллегах-ученых, с которыми он десятилетиями спорил о природе врага. Сегодня Пайпс "выглядит счастливым человеком", финансовые трудности ему нипочем: "Видел я эти рецессии. Человек моего возраста, переживший Гитлера и Сталина, не боится ничего... Что, [Уго] Чавес меня должен пугать?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях