The New York Times | 22 августа 2013 г.
В результате операции по спасению кипрский банк оказался в руках русских плутократов
Эндрю Хиггинс
В марте на Кипре был опробован особый способ оказания экстренной финансовой помощи, при котором нагрузка перераспределяется с бюджета на кредиторов и вкладчиков оказавшейся в трудном положении кредитной организации (так называемый bail-in). Авторы схемы рассчитывали ослабить зависимость средиземноморской республики от русского капитала, но добились прямо противоположного, утверждает The New York Times. Русские потеряли огромные деньги, но в итоге они фактически получат контрольный пакет Bank of Cyprus - одного из системообразующих финансовых учреждений Евросоюза.
Согласно правилам, которые в окончательном варианте были опубликованы 30 июля, 47,5% каждого крупного вклада в Bank of Cyprus конвертируются в акции этого банка. "В результате принудительного перевода депозитов в акции разрозненная и пока неорганизованная группа вкладчиков, большинство из которых составляют русские, получит контрольный пакет", - объясняет корреспондент Эндрю Хиггинс механизм произошедшего.
Свидетельства на акции вкладчикам массово пока не выдали, но, когда это произойдет, большинство окажется у иностранцев, в основном у русских. По данным министра финансов Республики Кипр Харриса Георгиадеса, это "примерно 60%" акций, кипрские СМИ оценивают размер пакета в 53%. Как сообщают в кипрском Центробанке, очередное собрание акционеров, на котором будет сформировано новое правление, назначено на 9 сентября.
Автор статьи указывает на амбивалентность сегодняшнего состояния Bank of Cyprus: "Теоретически банк является собственностью новых акционеров, преимущественно русских. Однако в действительности он, как и прежде, контролируется Центробанком Кипра... Центробанк назначил новое временное правление... и нового управляющего. Консультации с новыми акционерами не проводились".
Несмотря на то, что Bank of Cyprus отягощен задолженностью в 11,7 млн долларов, доставшейся в наследство от прогоревшего Laiki Bank, он "по-прежнему сохраняет уникальную позицию по степени своего влияния на экономику и политические дела", отмечает обозреватель The New York Times. "Москва разгневана тем, что русские потеряли миллионы в кипрских банках, однако все еще считает Кипр добычей, за которую стоит побороться. Российское правительство добивается, чтобы его военно-воздушным силам открыли доступ на авиабазу ВВС в Пафосе, а военным кораблям - в кипрские порты".
Как говорит Михалис Мусхуттас, один из юристов, обслуживающих интересы русских на Кипре, главное желание его клиентов - вернуть заблокированные депозиты. "Но это означает, что они заинтересованы и в том, чтобы оставить свои деньги в Bank of Cyprus: резким выводом доступных средств они просто уничтожили бы банк, которым теперь владеют, а это еще сильнее снизило бы их шансы на возвращение денег", - воспроизводит журналист рассуждения Мусхуттаса.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях