Financial Times | 22 декабря 2004 г.
Опасности отречения от Украины
Егор Гайдар
Вероятная победа Виктора Ющенко в намеченных на воскресенье выборах украинского президента пробуждает надежды на стабильную демократию в одной из самых больших стран посткоммунистического мира. Однако эта победа будет иметь последствия далеко за пределами Украины, и то, как отреагирует на нее Россия и Запад, определит, какими будут эти последствия.
До этих пор водораздел между молодыми и не всегда совершенными демократиями и странами, где демократические институты практически отсутствуют или же крайне нестабильны, пролегала вдоль границ Советского Союза 1939 года. Стабильная демократия на Украине разорвет эту линию и в будущие десять лет окажет существенное влияние на все Содружество Независимых Государств, в том числе и на Россию.
Это может иметь также стратегическое значение для Европы, а потому Запад должен сделать своим приоритетом разработку активной и конструктивной политики по отношению к Украине. Украине не нужно прямое финансирование или списывание долгов. Запад должен сконцентрироваться на других моментах: снять торговые барьеры и облегчить доступ на рынок, а также способствовать инвестициям в украинскую экономику.
Наибольшая опасность заключается в том, что Запад, в частности Евросоюз, может благодушно успокоиться и упустить историческую возможность, которая призвана определить, в каком мире мы будем жить оставшуюся часть века.
Личный опыт научил меня видеть такие опасности. Между 1991 и 1994 годом я был членом правительства Российской Федерации, а некоторое время возглавлял его. Коммунистический тоталитарный режим и Советский Союз развалились, и образовалось 15 новых независимых государств. В большинстве из них начались рыночные реформы, а в некоторых также была попытка создать демократические институты - все это на территории, где оставалось порядка 30 тысяч ядерных боеголовок. Надо ли говорить, что, потратив миллиарды долларов на сдерживание Советского Союза в период холодной войны, Запад не смог разработать здравую политику в отношении постсоветской территории.
Западные лидеры, разумеется, одобряли происходящее в России. Но их общее отношение к проблемам России - хотя они никогда не говорили этого прямо - было такое: "Мы не просили вас устраивать революцию и не призывали к развалу Советского Союза. Вы сами решили это сделать. Теперь сами справляйтесь со своими проблемами, а мы будем с сочувствием смотреть на ваши усилия".
Я глубоко уважаю и высоко ценю руководителей Международного валютного фонда. В начале 1990-х "Большая семерка" поручила Фонду помочь России в осуществлении ее реформ. Я хорошо понимаю, что они прилагали все усилия, чтобы помочь. Но МВФ - это совершенно неподходящая структура для того, чтобы справиться с экономическим кризисом обанкротившейся ядерной сверхдержавы и ее политическим коллапсом. МВФ просто не создан для такой миссии.
В Ираке все выглядит иначе. Западные страны серьезно вовлечены в разрешение ситуации там. Они развернули масштабные инициативы по списыванию долга страны и координированию международной помощи. Это вполне понятно. Это связано с темой безопасности, и, в конце концов, не сами иракцы устроили этот кавардак. Запад в целом и США в частности должны восстановить порядок.
Ситуация на Украине гораздо ближе к России в начале 1990-х, чем к современному Ираку. И, как и в случае с Россией десятилетней давности, есть опасность, что Запад, почивая на лаврах, оставит Украину один на один со своими проблемами. Эта опасность еще возрастет, если Запад будет бояться испортить отношения с Россией, имея в виду ее стратегическое значение для борьбы с международным терроризмом. Излишняя деликатность в данном случае была бы ошибочной.
В украинских выборах Россия плюнула в лицо украинским гражданам, поддержав кандидата с криминальным прошлым. Победа Ющенко будет означать унизительное и сокрушительное поражение тех, кто придерживался подобной политики в отношении Украины.
После такого поражения Россия может легко решить, что она стала жертвой антироссийского заговора во главе с США и Западной Европой.
Однако Россия может прийти и к другому выводу и извлечь урок из своих ошибок, сделав все возможное для восстановления дружеских и цивилизованных отношений с Украиной и ее новым руководством. Вне зависимости от симпатий и антипатий отдельных политиков, Россия все еще хочет нормализовать отношения - соседи иногда ссорятся, но они вынуждены жить рядом.
Будущее всего постсоветского пространства, стабильность в Европе, отношения России с Западом и долгосрочные перспективы развития на Украине и в России будут зависеть от того, осознают ли это российские власти и будет ли Запад, со своей стороны, содействовать тому, чтобы Россия стала не противником, а партнером.
Егор Гайдар - директор Института экономики переходного периода
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях