The Wall Street Journal | 22 декабря 2004 г.
Интрига вокруг покупателя ЮКОСа ширится
Гай Чейзан
Российский газовый титан "Газпром" заявил, что продал нефтяное подразделение, оказавшееся в центре международной битвы из-за расчленения ЮКОСа, когда американский суд по делам о банкротстве вмешался в спор, отголоски которого донеслись до США.
Кому принадлежит самый ценный актив ЮКОСа, подразделение, ежедневно производящее около 1% мирового объема производства нефти, вчера оставалось неясным после его продажи загадочному претенденту за 9,37 млрд долларов на аукционе, устроенном правительством в прошедшие выходные. Но последствия усилий Кремля по уничтожению ЮКОСа ощутимы за пределами России; администрация Буша возобновила критику аукционного процесса.
Тем временем акции другой крупной нефтяной компании, "Сургутнефтегаз", близкого союзника Кремля, занимающего четвертое место в списке российских производителей, резко поднялись в цене после того, как российская деловая газета "Ведомости" и другие СМИ опознали ее сотрудника среднего звена как представителя загадочного претендента, ранее никому неизвестной компании "Байкалфинансгруп".
"Сургут", ранее заявлявший, что не имеет никакого отношения к "Байкалу", вчера не отвечал на телефонные звонки, и связь его сотрудника с таинственным претендентом остается неясной.
Контролируемый государством "Газпром" не сообщил имени покупателя своего подразделения "Газпромнефть", компании, не имеющей значительных нефтяных активов. По мнению аналитиков, продажа является очевидной попыткой "Газпрома" защитить себя от юридических трудностей, которые могли бы возникнуть, если бы он нарушил решение американского суда, не пускающее его на аукцион.
"Газпромнефть" была создана "Газпромом" как средство расширения в российский нефтяной сектор и превращения в одного из крупнейших в мире производителей нефти. "Газпром" был фаворитом в борьбе за подразделение ЮКОСа "Юганскнефтегаз".
На прошлой неделе американский суд по делам о банкротстве в Хьюстоне, рассмотрев заявление ЮКОСа, вынес решение, на 10 дней запрещающее "Газпромнефти", ее филиалам и ее западным финансистам участие в аукционе. Западные кредиторы во главе с Deutsche Bank AG заявили, что не будут нарушать решение.
В результате "Юганск" был продан никому не известной компании "Байкал", которая зарегистрировалась для участия в аукционе на следующий день после решения суда. Российские власти либо отказывались обсуждать этот вопрос, либо утверждали, что ничего не знают о компании, зарегистрированной по тому же адресу в Твери, где находится популярный бар "Кафе Лондон".
Белый дом заявил, что "разочарован" тем, что российские власти завершили продажу "Юганска". "Мы надеялись на решение, которое позволило бы исполнить налоговые законы, но не вредило бы инвесторам, в частности американским инвесторам", - заявил пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан.
Пресс-секретарь ЮКОСа заявил, что компания считает продажу Юганска нарушением постановления хьюстонского суда.
Вчера "Ведомости" и другие издания назвали имя представителя "Байкала", появившегося на аукционе, - менеджера "Сургута" Игоря Минибаева.
Аналитики высказывали мнение, что "Сургут", богатый сибирский производитель, может быть к этому причастен. "Сургут", наличность которого составляет 5 млрд долларов, давно считали претендентом на активы ЮКОСа. Вчера на московских торгах акции "Сургута" выросли на 10,4%.
Если "Сургут" сохранит "Юганск", он станет крупнейшим в России производителем нефти с объемом производства не менее 2,2 млн баррелей в день. По мнению аналитиков, если "Сургут" купил "Юганск", он может перепродать подразделение или его часть "Газпрому".
Путин защищал продажу "Юганска", хотя отказался сообщить детали, касающиеся того, кто действительно его купил. Беседуя с журналистами в Германии после переговоров с канцлером Герхардом Шредером, он сказал, что аукцион был проведен "в полном соответствии с российскими законами", и назвал владельцев "Байкала" людьми, "много лет" действующими в энергетическом секторе.
Он добавил, что не исключает того, что в будущем в управлении "Юганском" примет участие China National Petroleum Corp., отметив, что CNPC имеет соглашение о сотрудничестве с "Газпромом". CNPC и другие китайские энергетические компании рассматривают возможность участия в российской нефтяной отрасли для обеспечения нужд Китая, но сделки не заключаются по политическим и иным причинам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях