Berliner Zeitung | 22 декабря 2006 г.
Неприятные вопросы в Москве
Катя Тихомирова
В ходе своего визита в Москву министр иностранных дел Штайнмайер обратился к щекотливым темам, не вызвав тем самым никакого восторга
Когда министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер в полдень в четверг отвечал на приветственные слова своего российского коллеги Сергея Лаврова, лишь тогда на лице последнего промелькнула улыбка. То, что Штайнмайер обращается к нему "дорогой Сергей", заставляет вспомнить о том, что их прежние встречи были не такими напряженными. Остаток мероприятия глава российского МИДа отбывал с каменным лицом. Пресс-конференции - это обременительная обязанность.
Поводом для визита Штайнмайера в Москву явилась передача эстафетной палочки. В конце года председательство в "большой восьмерке" переходит от России к Германии. Кроме того, в ближайшем полугодии Германия будет председательствовать в ЕС и, в соответствии со своими полномочиями, она собирается выяснить, что и почему не ладится в отношениях между Россией и Европейским союзом. Договор ЕС с Россией о сотрудничестве и партнерстве истекает в конце 2007 года. Есть желание приступить к переговорам о новом соглашении, однако Польша не отступается от вето, наложенного ею на начало переговоров. "Я предпочел бы приехать сюда при других обстоятельствах", - сказал Штайнмайер.
Встреча "ближневосточного квартета"
У России и Германии есть общее пожелание возродить "ближневосточный квартет", чтобы вместе с США и ООН попытаться найти решение конфликта в регионе. "Мы приложим все усилия, - сказал Штайнмайер, - чтобы заседание "квартета" состоялось как можно скорее, желательно еще в январе". "Россия поддерживает этот план", - заявил Сергей Лавров, но настаивает на том, чтобы "на переговорах также присутствовали ключевые страны региона"; соответствующая договоренность была достигнута на последнем заседании министров в сентябре в Нью-Йорке, добавил он. В последние недели Россия интенсивно включилась в поиски решения сирийско-ливанского конфликта, с краткосрочным визитом в Москве поочередно побывали глава ливанского правительства Фуад Синьора и глава сирийского государства Башар Асад. На это Штайнмайер сказал, что он тоже хотел бы быть в курсе "интересных визитов в Москву".
Щекотливые темы, например, дефицит демократии в России или убийства российской журналистки Анны Политковская и бывшего сотрудника спецслужб Александра Литвиненко, были затронуты только по просьбе прессы. В связи с этими событиями Штайнмайер сказал: "Здесь известно, что оба убийства и последовавшие за ними общественные дискуссии нанесли имиджу России сильный удар". Поэтому лично он убежден в том, что Россия сама "более чем заинтересована в расследовании преступлений и их подоплеки". Лавров же попытался отстраниться: следы полония были найдены в нескольких европейских странах, сказал он. Следовательно, правительства всех этих стран заинтересованы в выяснении подоплеки. Однако расследование нужно отдать в руки профессионалов и "не политизировать" случившееся.
Кроме того, обращаясь к представителям прессы, Лавров пояснил, что он внимательно следит за сообщениями немецких СМИ и поэтому убежден, что они все равно будут писать что хотят. Уже накануне Лавров говорил, что терпение России, вызываемое агрессивными антикремлевскими кампаниями в СМИ и демонстрациями в западных странах, приуроченными к зарубежным визитам Путина, на исходе. Беседа Штайнмайера с президентом России Путиным происходила во второй половине дня без участия прессы. На ужине с представителями российского гражданского общества, организованном немецким посольством в Москве, прессы тоже не было.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях