Foreign Policy | 22 декабря 2010 г.
Президента Киргизии сместили из-за фирмы, поставляющей авиатопливо Пентагону?
Стив Левайн
Выявлен еще один аспект "нефтяного проклятия": из-за нефтепродуктов сотрудники Пентагона, возможно, потворствуют уклонению от уплаты налогов субподрядчиками, утверждает в блоге на сайте Foreign Policy журналист Стив Левайн. "По крайней мере, это следует из 75-страничного доклада, который вчера был опубликован подкомитетом Палаты представителей США по национальной безопасности и иностранным делам", - поясняет он.
Доклад называется "Загадка "Манаса" и подготовлен на основе расследования деятельности фирм Mina и Red Star Corps. - "теневых компаний, которые снабжают авиатопливом на сотни миллионов долларов в год американские авиабазы "Манас" в Киргизии и "Баграм" в Афганистане", пишет автор. Владелец компаний - некий американец Дуг Эдельмен, проживающий в Лондоне и регистрирующий фирмы в Гибралтаре на имена своей жены, гражданки Франции, и делового партнера из Киргизии. Прежде Эдельмен держал гриль-бар в Бишкеке.
Одна из частей доклада касается свержения президента Бакиева, отмечает автор. "Как вы помните, граждане Киргизии вышли на улицы, когда бензин внезапно подорожал после введения Россией новой высокой пошлины. Наблюдатели заключили, что Москва наказала Бакиева за отказ от предполагаемой договоренности о закрытии "Манаса" взамен на 2 млрд денежной помощи", - пишет он.
Однако доклад американских конгрессменов опровергает эту версию. Истинная причина в том, что Mina и Red Star обманули Россию, утверждая, что закупают российское авиатопливо для гражданских, а не военных самолетов. "Вчера Mina и Red Star распространили заявление, что компания "Газпром-нефть", непосредственный продавец авиатоплива, с самого начала знала о контракте на топливо с военными. Возможно, так и было, но в докладе сообщается, что российское население, видимо, об этом не знало, и в итоге Госдума и ФСБ решили провести проверку. Путем проверки они установили, что топливо предназначалось для американских самолетов, и перекрыли поставки. Затем была введена пошлина, и бензин в розничной продаже подорожал на 30%", - говорится в статье.
В беседе с сотрудниками комитета Палаты представителей менеджер Чак Сквайрз заявил: "Я этим горжусь, мы обошли русских, нам это удавалось в течение четырех-пяти лет". "Погодите-ка: как эта схема с авиатопливом может считаться победой над русскими, которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы талибы разгромили США? - пишет автор публикации. - На деле Сквайрз "обошел" не только российских, но и американских налогоплательщиков, а в результате пострадал киргизский народ". Пентагон потворствовал этой наивной корыстности и тем проявил свой собственный дилетантизм. Со своей стороны, адвокат Mina и Red Star Уильям Э.Бёрк вчера сделал заявление: "Никакого обмана не было; русские, власти Киргизии, министерство обороны США - все точно знали, откуда и куда поступает топливо".
В докладе отмечено, что долгосрочные последствия этой истории с контрактами весьма серьезны. Киргизо-американские отношения сильно ухудшились, поскольку многие в Киргизии, включая президента Отунбаеву и других представителей политической элиты, уверены, что США намеренно и незаконно использовали контракты на авиатопливо для подкупа двух предыдущих президентов Киргизии. В докладе говорится: "В первые несколько лет снабжения топливом "Манаса" [служащие Пентагона] рекомендовали Mina и Red Star заключать контракты на субподряды исключительно с двумя фирмами в "Манасе"; одна из которых принадлежала сыну президента Аскара Акаева, а другая - его зятю". В том же документе сказано, что президент Бакиев поручил своему сыну Максиму Бакиеву поглотить, в том числе, две фирмы-субподрядчика, которые ранее принадлежали родственникам Акаева. Согласно американо-киргизскому соглашению, для Mina и Red Star установлена особая ставка налогообложения (видимо, нулевая), а киргизской стороне запрещено вмешиваться в их деятельность.
Mina и Red Star заявляют, что никаких законов не нарушают, а завесу секретности объясняют тем, что работают в опасных регионах, отмечает автор. Но почему же, согласно докладу, руководство Mina и Red Star "первоначально заявило" конгрессменам, что "скорее бросит свою империю, поставляющую топливо на многие миллиарды долларов, чем публично объявит имена своих владельцев-бенефициаров"? В докладе говорится, что руководство компаний стало сотрудничать с Конгрессом только после того, как он в форме повесток затребовал служебную документацию и показания физических лиц.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях