Le Temps | 22 февраля 2005 г.
Буш предлагает Европе изменить мир
Элеонора Сюльсер
В понедельник в Брюсселе Джордж Буш призвал Европу и США после преодоления "временных разногласий" укрепить "великий союз в борьбе за свободу", чтобы "придать истории более обнадеживающий ход". Он пустился в длинную проповедь на тему свободы, изложив тезисы, с которыми он обращался к американцам в конце января. "Наш союз способен и обязан сместить исторический баланс в сторону свободы" на всем земном шаре. Проект носит глобальный характер, но прежде всего речь шла о Большом Ближнем Востоке - Израиле, Палестине, Ираке, и о восточных окраинах Европы - Украине, Грузии и России.
Чопорная атмосфера зала "Консер Нобль" ничем не напоминала людское море, перед которым Джордж Буш должен появиться в четверг на главной площади Братиславы - последнего пункта своего европейского турне. Однако он обратился к тем самым "народам Европы", которые - по крайней мере в Брюсселе - толпами окружили оцепленные кварталы, охраняемые вертолетами, бельгийскими полицейскими и агентами американских спецслужб.
"Сильная Европа". Вспомнив о популярности, которой в свое время пользовался в Европе другой американец - Бенджамин Франклин, "друг рода людского", - Джордж Буш пошутил: "Я надеялся встретить такой же прием, но секретарь Райс сказала мне, что я должен быть реалистом". Тысячи людей провели манифестацию перед посольством США в Брюсселе.
Хозяин Белого дома взял слово в первый день своего путешествия, после встреч с королем Альбертом II и бельгийским премьер-министром Ги Верхофстадтом. Он также встретился с генеральным секретарем Североатлантического альянса Яапом де Хооп Схеффером, которому посоветовал создать "более политическое" НАТО. Вечером ему предстоял ужин с Жаком Шираком.
Европейцы имели возможность констатировать, что президент США остался верен своему мессианскому тону: Буш II - это все тот же Буш I, но на этот раз он твердо решил мобилизовать союзников на осуществление своих планов. Он хочет "встряхнуть" европейцев, призывая их перестать довольствоваться миром таким, каков он есть. "Во время холодной войны Европа увидела, что пресловутая стабильность Ялты была источником несправедливости и страха". Поэтому Джордж Буш предложил свою программу вновь обретенному европейскому союзнику, приветствовав расширение НАТО и Европейского союза. "Америка поддерживает сильную Европу, - говорит он, - потому что нам нужен сильный партнер, чтобы успешно осуществлять трудную задачу по распространению свободы в мире".
Первый пункт этой программы свободы, которую он предлагает Европе и США, - это мир на Ближнем Востоке, сюжет, по которому у него меньше всего разногласий с европейскими странами. "Многое из того, о чем он сказал в своей речи, совпадает с тем, что говорим мы, в частности, по Ближнему Востоку", - заявил координатор внешней политики ЕС Хавьер Солана.
Говоря об Ираке, Джордж Буш был очень конкретен: "Настало время, чтобы зрелые демократии оказали необходимую экономическую, политическую и силовую поддержку самой юной демократии в мире". По "счастливому совпадению" (как выразился один европейский дипломат), как раз в то время, когда Буш выступал в "Консер Нобль", европейские министры иностранных дел заканчивали работу над европейским планом действий в Ираке, согласно которому Европа должна будет подготовить 770 иракских судей, офицеров полиции и сотрудников пенитенциарных учреждений.
Большой Ближний Восток. Упомянув о Сирии, Ливане и Иране, а также о демократических усилиях, которые предстоит предпринять Саудовской Аравии и Египту, президент-республиканец не стал скрывать, что борьба за свободу должна вестись в рамках милой его сердцу идеи Большого Ближнего Востока. Моделью для последнего он назвал Европейский союз, который сумел сломать "фальшивую стабильность диктатур и стагнации". Вместе с тем он отметил, что "реформ не следует ждать со дня на день".
В заключение Джордж Буш процитировал Устав НАТО, напомнив, что страны, подписавшие его, изъявили решимость "защищать свободу своих народов, их общее наследие и их цивилизацию, основанные на принципах демократии, личных свободах и главенстве права". Европейские страны могли бы отметить - как это сделал глава французской дипломатии Мишель Барнье, который вчера вновь высказался за усиление роли ООН в Ираке, - что статья I того же Устава подтверждает "веру" стран НАТО в "цели и принципы Устава ООН и их желание жить в мире со всеми народами и всеми правительствами".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях