The New York Times | 22 февраля 2005 г.
Вмешательство Кремля вызвало снижение добычи нефти в России
Эрин Арведланд, Джед Маувед
Почти за один день Кремль стал одним из важнейших игроков на рынке энергоресурсов. После того как российское правительство ужесточило свой контроль за нефтяным и газовым сектором, объемы добычи нефти в стране стали снижаться, и это вызвало опасения иностранных инвесторов.
Снижение добычи нефти в России началось в октябре и продолжается до сих пор. Так, по данным российского Министерства энергетики, в январе 2005 года добыча сырой нефти составляла 9,28 млн баррелей в день, хотя в сентябре 2004 года в России добывалось 9,42 млн баррелей. Хотя снижение отчасти вызвано сезонными факторами - зимой добыча нефти обычно уменьшается, на падение объемов повлияла и такая причина, как разрушение крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС. Эта политическая травма породила опасения, что Россия может не суметь удовлетворить потребности рынка по увеличению добычи нефти и газа.
"Распад ЮКОСа больше всего повлиял на снижение добычи нефти в России, - считает Алекс Брайди, аналитик по России из нью-йоркской консалтинговой фирмы Eurasia Group. - Сегодня существует неопределенность в отношении того, чем закончится игра Кремля".
Руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян заявил в начале февраля, что в этом году добыча нефти в России увеличится до 9,74 млн баррелей в день, что на 5,7% больше, чем в прошлом году. Но большинство других прогнозов более пессимистичны.
Добыча нефти и газа стала двигателем подъема российской экономики. В то время как объемы мировой добычи ограничены, а спрос на нефть очень высок, страны-потребители не могут смириться со снижением нефтедобычи в России - второй по объемам добычи нефти страны в мире, после Саудовской Аравии.
"Российская нефть играет важную роль на мировых рынках, особенно с 1998 года, - говорит Адриан Ладжаус, руководитель Oxford Institute for Energy Studies. - Но России вряд ли удастся увеличить экспорт нефти".
Действительно, государственный монолит "Газпром", здание которого напоминает министерство советских времен, совсем не похож на компанию ЮКОС с ее стремлением вести бизнес по западным стандартам.
В то время как ЮКОС проиграл в битве с Кремлем за восстановление своего контроля над энергетической отраслью, "Газпром" оказался в выигрыше. Москва надеется, что "Газпром", российский газовый монополист, станет российской версией Exxon Mobil или Aramco. В понедельник "Газпром" сообщил о том, что его чистая прибыль за первые девять месяцев 2004 года увеличилась на 9%, до 137,9 млрд рублей (или 4,9 млрд долларов), объем продаж увеличился на 14%, до 683,3 млрд рублей (или 24,5 млрд долларов), по сравнению с аналогичным периодом годом раньше.
Но "Газпром" - это высокозатратный монолит с относительно невысокой производительностью, что показывает увеличение на 19% текущих расходов компании. Недавно "Газпрому" пришлось отказаться от планов снять ограничения на покупку иностранцами акций своей компании. "Газпром" контролирует 20% мировых запасов природного газа, но нуждается в миллиардах долларов иностранных инвестиций на разведку газовых месторождений и создание системы по переработке природного газа в сжиженный газ для его транспортировки на рынки, куда не проложены газопроводы. Иностранные инвестиции также потребуются для реализации планов "Газпрома" по слиянию с государственной компанией "Роснефть", которая приобрела "Юганскнефтегаз" - бывшее дочернее предприятие ЮКОСа.
После того как Кремль стал проявлять пристальный интерес к энергетической отрасли, "Газпрому" приходится балансировать между двумя видами обязательств: первые - это обязательства перед акционерами, подразумевающие рост доходов, инвестиций и увеличение капитала на открытом рынке, и вторые - обязательства перед российским президентом Владимиром Путиным.
Еще год назад в России было много независимых частных нефтяных компаний. Сегодня осталось только три - совместная российско-британская компания TNK-BP, "Лукойл", вторая компания в России по объемaм добычи нефти, и "Сибнефть", компания, которая в глазах властей запятнала себя попыткой слияния с ЮКОСом.
Юлия Вудруф, аналитик по России американской консалтинговой фирмы Energy Security Analysis, говорит, что смена собственников в российской нефтяной индустрии, крупнейшая после сомнительных приватизационных сделок начала 90-х годов, окажет негативное воздействие на добычу нефти.
После своего избрания на пост президента в 2000 году Путин решил провести большие изменения в "Газпроме", назначив главой компании Алексея Миллера, человека из своего окружения. Миллер обещал изменить финансовые операции компании и отменить существующие строгие ограничения на участие в "Газпроме" иностранных инвесторов.
Путин продолжает держать "Газпром" под своим пристальным вниманием, говорит Андерс Аслунд - директор программы по изучению России и Европы вашингтонского фонда Carnegie Endowment. "Миллер встречается с Путиным не меньше трех раз в неделю, - говорит Аслунд. - Никто за пределами Кремля не имеет возможности так часто встречаться с Путиным".
Кремль пытался также развивать нефтедобывающее направление в "Газпроме", с тем чтобы "Газпром" стал контролировать около 15% добычи нефти в России. Но эти планы расстроил иск ЮКОСа, поданный в техасский суд. В итоге компанию "Юганскнефтгаз" купила "Роснефть", а не "Газпром".
Если "Газпром" после слияния с "Роснефтью" получит в собственность "Юганскнефтегаз", то "Газпром" может столкнуться с проблемами юридического характера, такими как иски от акционеров ЮКОСа. А "Газпрому" очень не хочется ввязываться в судебные тяжбы, считают эксперты.
Опасения судебных исков вызвали уступки со стороны Кремля в отношении увеличения доли иностранных акционеров в "Газпроме". Иностранцам будет позволено владеть до 25% акций российского газового гиганта.
Между тем "Газпром" имеет задолженность перед различными кредиторами на сумму более 14 млрд долларов. В случае слияния с "Роснефтью" и получения в собственность компании "Юганскнефтегаз" рыночная стоимость "Газпрома" будет составлять лишь 60 млрд долларов.
"Газпром" имеет четыре проекта на перспективу, связанных с добычей газа на новых месторождениях, но каждый из этих проектов требует инвестиций на сумму 25 млрд долларов. Еще 30 млрд долларов требуется на развитие сети газопроводов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях