The Independent | 22 февраля 2006 г.
Женщины и поп-культура: спор о "сутенерском шике"
Максин Фрит
Анита Роддик, обладательница титула Дамы Британской империи, критикует таких звезд, как Бритни Спирс и Бейонсе, за то, что они своим имиджем и клипами пропагандируют образ распутной женщины, полагая, что "быть шлюхой - круто".
Слово "сутенер" (pimp) когда-то было ругательством. Если человека обвиняли в том, что он одевается или ведет себя как шлюха или сутенер, он однозначно был оскорблен. Сейчас, однако, словечко вошло в моду. По крайней мере, для некоторых.
"Сутенерский шик" (pimp chic) проникает в массовую культуру при помощи музыкальной индустрии, модных бутиков, дизайнеров одежды и даже авиакомпаний, которые используют в рекламе соответствующие культурные символы. Грозного вида мужчины в пиджаках с заостренными углами, малоодетые женщины, с трепетом смотрящие на них снизу вверх, роскошные машины и множество побрякушек - не в новинку там, где речь идет о бизнесе "крутости" и "гламура". Однако обозреватели больше обеспокоены тем эффектом, который производит эта мода на массовое сознание, особенно на детей.
Основательница сети The Body Shop Анита Роддик вчера вышла на битву с этой тенденцией: "Многим людям кажется, что быть шлюхой или сутенером круто. Это не круто. Реальность мрачна, страшна и омерзительна. Реальность - это торговля людьми, когда девушек силой запирают и заставляют обслуживать по несколько клиентов день, а деньги забирает сутенер".
Она добавляет: "Выпущено огромное количество рекламной продукции, в основном ориентированной на женщин и девушек, в которой утверждается: если вы не выглядите так, то вы непривлекательны, несексуальны, недостаточно умны. В журналах для подростков глупость и пассивность изображаются удачными стратегиями поведения. Что-то пошло не так".
Анита Роддик раскритиковала таких звезд, как Бейонсе и Бритни Спирс, за то, что они в своих музыкальных клипах имитируют секс, и указала на тенденцию, часто практикуемую музыкантами хип-хопа: делать порнофильмы для продвижения своих песен с натуралистичными текстами.
"Я бы назвала то, что сейчас происходит, "шиком сутенеров и шлюх". Все аспекты сексуальной индустрии изображаются модными и престижными, - говорит она, - танцы у шеста преподносятся как вид фитнеса, знаменитости становятся завсегдатаями стриптиз-клубов, то и дело проводятся карнавалы в непристойных костюмах, слова "шлюха" и "сука" как обычные обращения к женщинам - это всего некоторые из примеров, которые я наблюдаю".
Режиссер Спайк Ли тоже во время лекции во Флоридском университете выступил против наступления "сутенерской культуры". Он осудил таких рэп-звезд, как Снуп Дог, за приукрашивание проституции и поддержание стереотипов о чернокожих мужчинах.
Он сказал: "Нас снова и снова бомбардируют этими образами "крутых черных перцев" в стиле "гангста-рэпа". Это оказывает влияние на поведение людей. Никто уже не удивляется, когда такой образ жизни превозносится на пьедестал".
Не только мир музыки попал под очарование "сутенерского шика". Авикомпания Virgin Atlantic начала рекламную кампанию новых клубных залов класса люкс в аэропортах, выбрав своим рекламным слоганом "Pimp My Lounge".
Универмаг Selfridges в прошлое Рождество прогремел рекламой, на который мужчина в образе сутенера держал в руках бокал шампанского, а его обвивали две полуобнаженные женщины. "Получи свою рождественскую добычу!" - гласила подпись.
На прошлой неделе Мадонна, которой не впервой сниматься в граничащих с непристойностью видеоклипах и демонстрировать двусмысленные танцы, появилась в передаче канала MTV "Тачку на прокачку" ("Pimp My Ride"), в которой DJ Тим Вествуд превращает обычные машины в увешанные различной кричащей мишурой автомобили.
Модная индустрия также попала под влияние этой тенденции. В своей песне "Pimp Juice" рэп-звезда Нелли упоминает такие марки, как Prada, Gucci и Dolce e Gabbana.
Стейси Гиллис, специалистка по феминизму из Университета Ньюкасла, говорит: "Определенная маргинальная часть американского общества приукрашивает образ сутенера и фетишизирует его могущество. Это отношение просочилось в другие слои общества. Нелепость в том, что речь идет о женщинах, которые полностью лишены прав, о ситуации, в которой женское самосознание заключено исключительно в половых признаках".
Сильнее всего доктор Гиллис обеспокоена тем, как "сутенерский шик" сейчас навязывается детям. В частности, хит продаж торговой марки Playboy сейчас - голубые и розовые пеналы для карандашей, прочие канцелярские принадлежности и одежда, по словам компании, предназначенные для подростков. Однако еще большим успехом эти товары пользуются среди школьниц младших классов.
Доктор Гиллис говорит: "Я видела, как девочки пользуются пеналами в виде женской груди и носят футболки с надписями типа "So many boys, so little time" ("Мальчиков так много, а времени так мало"). Меня глубоко тревожит то, как мы в столь юном возрасте превращаем девочек в сексуальный объект".
Она добавляет: "Сутенерская культура" - это часть удара по феминизму, в котором "постфеминизм" рассматривают как возможность выбора, мол, "я могу ходить с выставленной напоказ грудью, потому что это мой выбор, значит, я феминистка". Так вот - не значит".
Но так ли плоха "сутенерская культура"? Преподаватель бизнес-школы Уорвика Джонатан Фримен, читающий лекции по молодежной культуре и маркетингу, так не считает. "Я не думаю, что слово pimp ("сутенер") обладает для молодых людей теми же коннотациям, теми же оттенками значения, что и для людей типа Аниты Роддик, - говорит он. - Для них оно не несет таких зловещих ассоциаций и в такой рекламе, как у Virgin Atlantic, кажется скорее забавным и соответствует названию и имиджу компании".
"Я не утверждаю, что это хорошо, я просто думаю, что разные люди видят это в разном свете".
"Было бы интересно, если бы Анита Роддик и иже с ней смогли изменить взгляд людей на культуру, и это заставило бы рекламщиков сменить колею".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях