Die Welt | 22 февраля 2006 г.
Российско-иранские переговоры не дали никаких результатов
Манфред Квиринг
Следующий этап переговоров состоится в выходные
После планового отъезда иранской делегации из российской столицы переговаривающиеся стороны несколько разошлись в оценках достигнутых результатов.
В то время как глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев обвинил Тегеран в недостатке хороших намерений, лидер переговоров с иранской стороны Али Хосейни-Таш говорил о том, что переговоры были "положительными". Их элементы вселили надежду, что "мы достигнем соглашения", сказал заместитель секретаря национального совета безопасности Ирана перед отлетом в Тегеран. Российские предложения также были оценены положительно.
Иранцы и русские во вторник и в понедельник за закрытыми дверями обсудили создание совместного предприятия для обогащения урана в России и другие аспекты иранской атомной программы. Иран, согласно идее российского президента Владимира Путина, должен в будущем получать необходимое ему ядерное топливо с российского предприятия. Туда же должны возвращаться и отработанные топливные стержни. Использование ядерного топлива в военных целях в этом случае невозможно, обогащение урана в Иране не нужно, и связанная с этим опасность злоупотребления технологиями в военных целях для создания атомной бомбы на время устранена.
Однако до такой договоренности предстоит пройти еще долгий путь, если она вообще окажется возможной, и на этом пути встречаются многочисленные препятствия. Продолжение переговоров запланировано на выходные в Тегеране. Для этого глава Федерального агентства по атомной энергии РФ "Росатом" Сергей Кириенко в четверг поедет в Иран. Россия делает все, что в ее власти, для обеспечения мирного выхода из сложившейся тяжелой ситуации, заверил бывший премьер-министр России и доверенное лицо главы Кремля Путина.
"Россия предлагает мировому сообществу и Ирану единственно возможное решение проблемы", - сказал Кириенко во вторник в Москве. Таким образом он намекал на заседание административного совета МАГАТЭ, которое состоится 6 марта. Если Иран до этого момента не согласится на сотрудничество, предлагаемое российской стороной, то МАГАТЭ, скорее всего, передаст свое "досье по Ирану", в котором перечисляются все ошибки и нарушения Тегерана в области атомной энергии, в Совет Безопасности ООН. На Иран неизбежно будут наложены санкции. Иран объявил, что если это случится, то он предпримет ответные меры.
Председатель комитета Госдумы Косачев поэтому предупреждает об опасности срыва переговоров: это будет означать, что Иран выберет самоизоляцию, выйдет из договора по нераспространению ядерного оружия и прекратит сотрудничество с МАГАТЭ. Это был бы "вариант Северной Кореи". Переговоры с Москвой - единственный канал, через который еще можно повлиять на Тегеран, сказал Косачев, однако добавил: "Если Москва и не является заложником, то все-таки она сильно зависит от того, хорошие у Тегерана намерения или плохие".
Российские политологи не очень верят в успех этой миссии. По мнению Сергея Маркова, Иран пытался затянуть переговоры с Россией настолько, насколько это возможно, с единственной целью - воспрепятствовать передаче досье в СБ. Владимир Евсеев из московского отделения фонда Карнеги безрезультатно окончившиеся переговоры расценивает как еще один шаг в направлении политических санкций, которые в конечном итоге могут закончиться применением силы. Евсеев не видит возможности остановить этот процесс, "так как Тегеран не готов идти на компромисс".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях