Die Welt | 22 февраля 2008 г.
Российская молодежь разделяет цели и ценности Путина
Сара Е. Мендельсон, Теодор П.Гербер
Российская молодежь нашла собственный способ совместить потребление кофе латте с почитанием Сталина: с одной стороны, молодые россияне пользуются потребительскими благами Запада, с другой - они убежденные сторонники путинской идеологии. Как же Западу стоит вести себя с этим "поколением Путина"?
В середине 90-х годов многие на Западе исходили из того, что прежнее поколение советских граждан сменится вскоре молодым поколением, ориентированным на Запад и демократические ценности. Это казалось абсолютно естественным, как, например, сила притяжения или снег зимой. И сегодня в отношении современной российской молодежи царит такое же расхожее мнение: iPod, кофе латте, скейтборды и другие неотъемлемые составляющие европейской потребительской культуры должны преобразоваться в стремление к независимым СМИ, правовому государству и соблюдению прав человека.
"Поколение Путина" перенимает его ценности и цели
Проведенные нами весной 2005 и 2007 годов по всей стране опросы молодежи, в которых участвовали молодые россияне в возрасте от 16 до 29 лет, свидетельствуют совсем о другом: большинство респондентов в восторге от идеологической платформы Владимира Путина. Эти молодые люди, рожденные в период с 1976 по 1991 год, попадают под такое меткое определение, как "поколение Путина". Вместо того чтобы отождествлять себя с международными правами человека и демократией, молодые россияне склонны перенимать цели и ценности, олицетворением которых является Путин. Тенденции развития России так беспокоят западных наблюдателей потому, что молодые россияне все больше демонстрируют свою поддержку курсу Кремля. В 2005 году 45% россиян считали, что руководство страны идет "правильной дорогой", в то время как 44% считали по-другому. В 2007 году сторонники правительственного курса составляли солидное большинство (56%), в то время как лишь трое из десяти опрошенных придерживались иного мнения.
Так же, как молодежь покупает дизайнерские солнцезащитные очки или скачивает из интернета музыку, она потребляет предлагаемую ей Кремлем национальную концепцию, основанную на искусственно созданной ностальгии по советским временам. Так, подавляющее большинство сходится в том, что "распад Советского Союза является величайшей геополитической катастрофой XX века". Эта оценка произошедшего, впервые сформулированная Путиным в апреле 2005 года в его обращении к Федеральному собранию, в настоящее время получила такое широкое распространение, что современная российская молодежь считает естественным обсуждать этот постулат с западными журналистами. Другим аспектом ностальгии по советским временам становится двойственное отношение к Иосифу Сталину. Результаты двух опросов показали, что большинство молодых россиян считают, что диктатор сделал "больше хорошего, чем плохого". Подобные пугающие результаты, бесспорно, отражают попытку Кремля переписать советскую историю, опровергнуть или, по крайней мере, нивелировать уничтожение миллионов мирных граждан и притушить воспоминания о страшных страницах истории. Методы, подобные этому, способствуют становлению России как авторитарного государства.
Запад снова должен выступить за справедливость
Стратеги в Соединенных Штатах и Европе должны ориентировать свою политику на такую Россию, какой она предстает сегодня, а не на ту, какой они хотели видеть ее после распада Советского Союза. Мечта о России, вплетенной в евро-атлантическое сообщество, не стала реальностью, по крайней мере в данный момент. Но это не означает, что мы должны оставлять на произвол судьбы тех россиян, которые выступают за демократию и права человека. Нужно выяснить, как можно помочь российскому демократическому меньшинству. К нему относятся около 30% молодых россиян, которые не считают, что Россия находится "на верном пути". Что мы можем сделать для них? Во-первых, Запад снова должен выступить за справедливость. Запад - и особенно США - должны защищать права человека вместо того, чтобы нарушать их.
Наш опрос, проведенный в 2007 году, ставил перед собой цель выяснить, насколько молодые россияне верят обвинениям в пытках, адресованным американским властям. Те, кто верил таким обвинениям, демонстрировали антиамериканские настроения. Даже если это сопоставление и не указывает на причинно-следственные связи, оно соответствует утверждению, что подрыв имиджа США как маяка справедливости сделал возможным превращение России в авторитарное государство. Если даже, на первый взгляд, это не имеет ничего общего с политикой Америки в отношении России, то пересмотр методов обращения с подозреваемыми в терроризме может снизить уже нанесенный ущерб. Кроме того, как США, так и Европа должны сделать приоритетной систему прав человека. На международной арене российские власти применяют такую стратегию, как "разделяй и властвуй", для того чтобы не допустить осуждения вопиющих нарушений прав человека в Бирме и Дарфуре, а внутри России не позволить экспертам ОБСЕ наблюдать за выборами.
Несмотря на то, что парламентские выборы в России, проходившие в декабре, были омрачены бесстыдными нарушениями со стороны российских властей принципов честных и справедливых выборов, Владимира Путина после победы поддерживаемой им партии по телефону поздравили президент Франции Николя Саркози и бывший британский премьер Тони Блэр. Подобные противоречия свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые европейские политики либо не имеют представления, либо абсолютно безразличны к тому, с какими угрозами сталкиваются в сегодняшней России активисты правозащитных движений и журналисты.
Западные политики должны найти способ уважать желание россиян
Поддержка демократического меньшинства должна выражаться еще и тогда, когда молодых россиян спрашивают, какой они хотели бы видеть поддержку Запада. Средства, имеющиеся в распоряжении США и Европы, должны соответствовать потребностям страны. Наши опросы показывают, что российская молодежь относится либо нейтрально, либо даже позитивно к финансовой помощи со стороны Запада в таких областях, как здравоохранение, например, при профилактике распространения ВИЧ. И в том, что касается противоправных действий со стороны милиции или нарушений прав человека, поддержка приветствуется. Отрицательную реакцию вызывает финансовая помощь политическим организациям, которые, к примеру, протестуют против действий государственной власти.
Какие политики найдут способы уважать желание россиян и при этом достойно отвечать на действия российских властей, противоречащие международным соглашениям и законам? Руководства европейских стран должны сотрудничать с будущей американской администрацией, дабы удостовериться в том, что меры, предпринимаемые для соблюдения прав человека и пропаганды демократических ценностей, усиливают действие друг друга. Однажды, после Путина, другое поколение будет воспринимать Россию как нечто похожее на Европу. С точки зрения сегодняшнего дня, это уже будет прогрессом.
Сара Е. Мендельсон - глава отделения, занимающегося вопросами прав человека и безопасности при Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Теодор П. Гербер - профессор социологии Университета Висконсина-Мэдисона. Эта публикация является отрывком из статьи "Они и мы: антиамериканская позиция поколения Путина", которая выйдет весной 2008 года в журнале Washington Quarterly
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях