Der Spiegel | 22 февраля 2016 г.
Ахиллесова пята
Редакция
Конфликт России и Турции "грозит трансатлантическому альянсу последствиями, которые невозможно предвидеть", пишет Der Spiegel. Авторы редакционной статьи называют Сирию "Кубой 2016 года", источники в аппарате канцлера ФРГ говорят о "гибридной войне Путина против Турции", а дипломаты дают понять, что в случае агрессии со стороны Турции поддерживать ее не станут. "Ахиллесовой пятой Турции" военный аналитик Владислав Шурыгин назвал проблему курдов.
"В этом году мир приблизился к ядерной войне ближе, чем когда-либо в истории холодной войны, - говорится в статье. - Провокации, пересекаемые красные линии, нарушения воздушного пространства, сбитый самолет. Если будет по ошибке выпущена какая-нибудь ракета или у командира подводной лодки сдадут нервы, может начаться мировая война..."
В последние несколько недель у многих действующих лиц в Берлине "странное дежавю: атмосфера напоминает начало украинского кризиса", пишут авторы. "В аппарате федерального канцлера с настороженностью наблюдают, насколько близко НАТО уже приблизилось к конфликту с Россией. Сирия может стать проверкой для западного военного союза".
По данным Der Spiegel, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе конфликт между Москвой и Анкарой называют "взрывоопасным": вооруженные силы обеих стран действуют в районе турецко-сирийской границы, причем иногда "на удалении нескольких километров друг от друга".
"Да, члены альянса не во всем едины, однако в данном случае никто не заинтересован в эскалации, - продолжают журналисты. - Но как ее предотвратить? В лице Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана друг другу противостоят два беспринципных властолюбца, и оба на деле доказали, что в экстренной ситуации готовы пойти с оружием даже на собственных граждан. Объединяет их только одно: разочарование в сорвавшемся сближении с Западом. Насколько рациональны эти два человека? И главное - насколько далеко они готовы зайти? Во всяком случае, Турция на прошлой неделе продолжила закручивать спираль эскалации" - пишут авторы об артиллерийских обстрелах курдов и помыслах о наземной операции в Сирии.
Одно из измерений российско-турецкого кризиса - это "вражда бывших закадычных друзей Владимира и Реджепа Тайипа. И как раз потому, что раньше у них были столь сердечные отношения, размолвка сейчас протекает особенно ожесточенно. Из-за того, что был сбит российский самолет, Путин сейчас лично глубоко разочарован Эрдоганом, - говорят в Москве, - и Эрдоган много раз пытался, сохранив полную конфиденциальность, извиниться перед хозяином Кремля. Но Путину этого мало: он хочет, чтобы турецкий президент публично молил о прощении".
"В случае прямых боестолкновений между курдами и турками нельзя будет исключать скорого вступления в бой российских солдат. А что произойдет, если страна-участница НАТО начнет стрелять по людям Москвы? В аппарате канцлера надеются, что до тех пор, пока конфликт идет на сирийской территории, непосредственной нужды во [вмешательстве] альянса, пожалуй, не будет. Меркель опасается, что Путин задумал спровоцировать Турцию, желая устроить альянсу проверку. Поэтому канцлер намерена в любом случае не допустить, чтобы Турция исполнила свою угрозу и вторглась в Сирию", - передают журналисты.
"Вероятно, в Кремле бы сказали за это спасибо", - говорят в аппарате канцлера. Там считают, что цель Путина - вбить клин в НАТО и дестабилизировать альянс. Мол, военный союз, члены которого в открытую спорят, следует или нет заступиться за одного из союзников, перестает быть убедительным. Для Путина это был бы большой триумф.
"НАТО нельзя позволять втянуть себя в вооруженную эскалацию с Россией из-за последних разногласий между Россией и Турцией", - говорит министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн. Чиновник "предусмотрительно указал" на то, что пункт хартии НАТО о коллективной обороне вступает в силу "лишь в случае недвусмысленного нападения на страну-участницу". В Берлине разделяют точку зрения Ассельборна. По словам неназванного немецкого дипломата, "если турки затеют войну, мы ее расхлебывать не станем". Американцы и большинство других союзников также выступают за то, чтобы в случае эскалации конфликта "отвернуться от турок". Как отмечает Der Spiegel, "еще тогда, когда был сбит российский самолет, Анкара получила выговор" от партнеров по альянсу.
Однако в любом случае "сохраняется риск, что Россия в какой-то момент атакует турецкие позиции на турецкой территории", продолжают авторы. Как сказал им неназванный собеседник в НАТО, "если русские нанесут по Турции удар возмездия, у нас будут проблемы". В этом случае Анкара вполне может рассчитывать на применение 5-й статьи Устава НАТО, а "если в совете НАТО по этому вопросу не будет единства, то получится, что Путин опять расколол Запад. Когда речь идет о России, единого мнения в альянсе 28 стран нет. Вопрос о том, как себя вести с агрессивным государством Путина, вызывает острые разногласия".
Члены НАТО поделились на несколько лагерей, объясняет Der Spiegel. Страны, которые "исторически пострадали от России" (в эту группу входят Польша, Чехия и три балтийских государства), выступают за то, чтобы вести себя с Путиным жестко. С ними не согласны представители второго лагеря: "исходя из своих, прежде всего, экономических интересов, они относятся к России скорее дружелюбно" - это Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия и примкнувшая к ним Греция. Наконец, существует состоящая из ряда западных стран группа "умеренных критиков России" во главе с Германией. "Они критически оценивают геополитические амбиции России, но в то же время не хотят прерывать контактов с Москвой". "Отдельный случай", по словам авторов статьи, это Париж, который "в открытую заигрывает с Москвой".
Споры "ястребов" и "голубей" касаются в первую очередь наращивая вооружений на восточном фланге НАТО, и "Берлин заботится в основном о том, чтобы не поставить под сомнение Основополагающий акт Россия-НАТО (1997), согласно которому на территории бывшего Восточного блока не должны "дополнительно" размещаться "существенные боевые силы".
С точки зрения силовой политики, говорится в статье, вторжение в Сирию пока можно считать крупным успехом Путина - это признают и в Берлине. "Очень тонкая ручная работа", - соглашается близкий соратник Меркель. Россия не только укрепила положение своего союзника Асада, но также сделала все для того, чтобы усложнить ситуацию для Запада. В аппарате канцлера полагают, что Путин совершенно сознательно подстегивает новую волну беженцев, чтобы еще сильнее столкнуть европейцев между собой. Кроме того, его очень устроит, если Меркель, чьи рейтинги пошатнулись, и дальше будет утрачивать доверие немцев".
Меркель, говорится далее авторы, оказалась в непростой ситуации: ей требуется поддержка Турции, чтобы смягчить миграционный кризис, но предложить Эрдогану поддержку в конфликте с Россией она не может. "В Москве поняли, в какую опасную игру ввязалась Меркель. Из-за своей дипломатии по вопросу о беженцах канцлер впала в зависимость от Эрдогана, попирающего права человека. Не то чтобы Путина сильно заботили права человека, но если неприятности, в которые угодила фрау канцлер, можно удачно использовать в целях пропаганды, Кремль это в полной мере устраивает", - считают авторы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях