The Guardian | 22 января 2002 г.
Черный юмор и майки для жертв "Энрона"
Дэвид Титер
Джон Алларио, один из многих тысяч сотрудников "Энрона", потерявших работу в прошлом году, после того, как эта энергетическая компания объявила банкротство, старается воспринимать ситуацию с юмором.
Алдарио 38 лет. Он создал вэб-сайт Laydoff.com, на форуме которого высказываются рабочие, потерявшие в результате краха компании не только работу, но и накапливаемые всю жизнь сбережения.
Название сайта ? выпад в сторону главы "Энрон" Кена Лэя (Ken Lay), который за последние годы прикарманил миллионы долларов, продавая акции.
На сайте уже зарегистрировано 18 000 "хитов". Алларио продал около 500 маек с такими надписями, как "Меня завалил "Энрон" ("I got Lay?d by Enron"), "Мой босс заработал на акциях, а я получил вот эту майку". Бестселлером стала самая простая надпись: "Спасибо Кен, Джефф и Энди" - это имена директоров, которых рабочие обвиняют в развале компании.
Алларио работал в "EnronOnline" в течении шести с половиной лет и ушел с 4500 долларами без учета налогов ? примерно три четверти месячной зарплаты. Акции, которые он держал в пенсионном плане в определенный момент стоили 108 000 долларов. Он продал их менее чем за 500 долларов.
"Я ушел очень озлобленным, но это настроение разрушительно, поэтому я пытаюсь сделать что-нибудь положительное", - сказал он.
"Это как в "О мышах и людях". Парни путешествуют по стране, ищут работу и говорят друг другу: "не дружи с боссом ? он не друг, он ? босс". Я работал в инвестиционных банках. "Энрон" и "Уолл Стрит" озабочены лишь тем, чтобы зарабатывать деньги. Это ? отвратительная система".
Как и другие рабочие, Алларио обсуждает с юристами возможность возбудить иск о возмещении. На этой неделе юридическая фирма из Хьюстона "Fleming & Associates" проведет собрание с бывшими рабочими "Энрон".
У бывших сотрудников "Энрон" есть масса поводов, чтобы поддерживать вэб-сайт Алларио. Пенсионные планы многих сотрудников были привязаны к акциям компании, цена которых упала с 90 долларов практически до ноля. Дженис Фармер, бывший администратор, ушедшая в прошлом году на пенсию ? характерный пример. Одно время ее пакет стоил 700 000 долларов. Она продала его за 20 400.
"Становится очевидно, что они пожертвовали бывшими и нынешними сотрудниками ради личной выгоды", - говорит она.
"Руководство "Энрон" подвело нас. Нас подвели аудиторы. Нас подвели аналитики "Уолл Стрит". Нас подвели компании, кредитовавшие "Энрон". И в конце концов, когда улеглась пыль, кто потерпел наибольшие убытки, кто пострадал больше всех? Мы".
Другой сотрудник "Энрон" Роджер Бойс имел 2 миллиона долларов в акциях компании. Теперь его вклад стоит лишь три тысячи. Когда цена акций начала падать и он захотел их продать, руководство компании уволило его. "Если нас не информируют о том, что происходит, как мы можем принимать разумные инвестиционные решения?"
"Я не считаю, что был наивен. Почему мы не могли верить тому, что говорило руководство и аналитики "Уолл Стрит"? Они говорили, что компания будет расти. Мы непоколебимо верили в "Энрон", а нас предали".
Один из сотрудников, потерявший работу в декабре и попросивший не упоминать его имени, в начале прошлого года почувствовал, что приближается кризис, но не осознал его размах. Он работал в отделении, которое развивало бы сектор рынка, связанный повышением пропускной способности телефонных кабелей ? в рамках стратегии сверхэкспансии, которая привела к накоплению неподъемных долгов.
"В начале второго квартала нам было необходимо во что бы то ни стало повысить прибыли. Но прибыли не материализовались. Наши доходы составляли 5 млн., издержки ? 107 млн. Я начал нервничать. Стало очевидно, что у нас нет конкретного бизнес-плана, что у нас неразумно высокие ожидания".
Торговое и финансовое подразделения вели себя крайне агрессивно, они перешли границы. Меня удивило, что у нас не было системы сдержек и противовесов. Решения о транзакциях принимались на уровне совета директоров. Речь идет не о нескольких грубых операциях, это делалось систематично".
Что касается Алларио, недовольство сотрудников "Энрона" своим руководством привело его к мысли о том, что его вэб-сайт может развится более широко. "Я подумал, что можно продавать майки для сотрудников "Боинга", потом я создам сайт с широким набором услуг для уволенных рабочих. Я буду продавать рваные майку, думаю, что пойдет хорошо. В "Андерсен" работало 84 000 сотрудников по всему миру, им это должно понравиться".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях