Die Welt | 22 января 2003 г.
Свои отношения с Западом Лукашенко приходится строить с нуля
Александер Рар
Прагматизм Путина загнал Белоруссию в угол ? Минск ищет иностранных инвесторов
В свете расширения НАТО и ЕС Запад должен уделять Республике Беларусь больше внимания, так как там все острее встает вопрос о крушении режима Александра Лукашенко. Белоруссия ? это все еще диктатура. Совет Европы отмечает заметное ухудшение положения с правами человека в этой бывшей советской республике. Экономическая модель Лукашенко, законсервировавшая советский социализм, потерпела провал. Положение ухудшается внешнеполитической изоляцией Белоруссии.
Вообще-то Лукашенко нуждается в Западе для собственного выживания. "Особые" отношения с Россией находятся в тяжелом кризисе. В течение долгих лет Лукашенко говорил об интеграции своей страны с Россией, но в действительности эта риторика была ему нужна только для того, чтобы получать российские дотации для его недееспособной экономики. В конце лета 2002 года Путин поставил вопрос ребром: Белоруссия наконец должна всерьез заняться воссоединением. Глава Кремля предлагал воссоединение по немецкой модели: шесть белорусских регионов должны были влиться в единое государство как новые "субъекты" Российской Федерации и раствориться в нем.
Лукашенко начал протестовать и быстро дал делу обратный ход. Мол, сегодня он больше не хочет воссоединяться с Россией. Однако попытки Лукашенко отказаться от прежних договоренностей, таких, как, например, создание совместного, под эгидой российского Центрального банка эмиссионного центра с рублем в качестве единой валюты, или попытки помешать российским олигархам скупать предприятия белорусского энергетического сектора, провалились. На Лукашенко оказывалось невероятное давление, чтобы он передал России право на эмиссию и приватизируемое государственное имущество. Так, контрольный пакет акций российско-белорусского нефтяного концерна "Славнефть" перешел в руки крупного российского энергетического концерна "Сибнефть".
Прагматизм главы Кремля припер Лукашенко к стене. Москва безжалостно требует от Белоруссии уплаты ее громадного газового долга, который в девяностые годы часто прощали братскому славянскому народу. На белорусские просьбы о снижении таможенных тарифов Москва ответила требованием о приведении белорусской налоговой системы в соответствие с российской ? вещь невозможная по причине различий между социалистической системой в Белоруссии и капиталистической ? в России. Разочарованный Лукашенко запустил печатный станок и предложил план, как поднять объем западных капиталовложений в Белоруссию с 3 млрд долларов, намеченных на 2003 год, до 4,5 млрд. Он также собирается усиленно привлекать западных предпринимателей для участия в приватизации государственного имущества: Лукашенко не хочется остаться один на один с русскими олигархами.
Главная проблема Лукашенко состоит в том, что он утратил свою роль антизападного рупора России. На взгляд белорусского оппозиционного политика Анатолия Лябедзка, после 11 сентября идея панславянизма приказала долго жить. В девяностые годы Лукашенко еще мог продавать свою страну националистически настроенной правящей русской элите в качестве оплота против Запада, стремящегося на восток, чтобы выбивать для себя в Москве политические и финансовые льготы. Но после сближения Путина с Западом эта политика утратила всякий смысл.
Лукашенко пошел на уступки Западу, допустив в страну прежде изгнанную миссию ОБСЕ, ему приходится восстанавливать почти окончательно прерванные отношения с Западом. Но радикального поворота в сторону Запада от него вряд ли кто ожидает.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях