Yomiuri | 22 января 2003 г.
Япония поворачивается лицом к реальности
Такахико Тэннити
Ровно 30 лет назад выдающийся писатель и литературный критик Дзюн Это (1933-1999 гг.) опубликовал эссе о послевоенной Японии под названием "Когда закончился мир гокко".
"Гокко" означает "игра". Именно такое впечатление производило на писателя японское общество. Дзюн Это считал, что люди живут в "мире гокко", не желая видеть реальности. "Мы живем в таком обществе, где трудно получить жизненный опыт в истинном смысле этого слова. Мы теряем чувство реальности во всем, что делаем, и значительно раньше, чем мы это понимаем", - писал он.
Это приводил в качестве примера радикальное студенческое движение в конце 1960-х годов, которое он считал не более чем игрой в революцию. Даже антивоенное движение в Японии не было таким же серьезным, как в Соединенных Штатах, которые стояли на грани реальной войны, а протест против устоев сложившейся государственной системы не был в Японии настолько сильным, как движение либералов в Советском Союзе.
Писатель отмечал, что как раз в конце 60-х, когда в Японии поднялась волна антиамериканской кампании, страна наиболее зависела от США как в военном, так и в экономическом отношении. С сарказмом он относился и к военным учениям общества "Татэ-но кай" ("Общество щита"), считая, что эта частная армия молодых националистов, возглавляемая писателем Юкио Mисима, является не более чем гокко ? игрой в защитников страны.
Через одиннадцать месяцев после того, как эссе было опубликовано, Мисима и его соратники попытались взять штурмом штаб командования Сил Самообороны и призвать офицеров к восстанию. Когда же военные проигнорировали призыв Мисимы, он совершил харакири ? ритуальное самоубийство. Дзюн Это расценил поступок Мисимы как игру в революцию, которая завершилась только саморазрушением личности.
"Все оказывается игрой в послевоенной Японии, поскольку японцы, укрытые от мрачной действительности мира подушкой Соединенных Штатов, начали серьезно утрачивать собственную идентичность. В послевоенной Японии, человек начал утрачивать и индивидуальный жизненный опыт, который обретается исключительно через контакт и конфликт с другими людьми", - подчеркивал Это.
Разумеется, вывод о том, что после войны японское общество пребывало исключительно в состоянии игры, сильно преувеличен. Однако потребность полного комфорта, и во всем без исключения, действительно стала характерным элементом психологии японцев в послевоенный период. Выражение "мир гокко", которое использует Это, чтобы описать мир, где человек на самом деле утрачивает чувство реальности, вполне правомерно для общества послевоенной Японии.
Что же изменилось за последние 30 лет?
Окончание "холодной войны" стало переломным моментом в мировой истории. Все основные международные конфликты в период холодной войны и возникали, и улаживались в рамках игры двух сверхдержав - Соединенных Штатов и Советского Союза. Защищенная американским покровительством, Япония сэкономила много сил, так как не находилась в центре этой глобальной игры.
Но сейчас положение в корне изменилось. Несмотря на то что Соединенные Штаты по-прежнему остаются сверхдержавой, каждая страна должна иметь собственную концепцию для определения и упрочения своей дипломатической позиции.
Вряд ли Япония может утверждать, что на протяжении всего послевоенного периода она была независимым государством, особенно если рассмотреть принципы ее дипломатии в отношении Соединенных Штатов.
Действительно или условно Япония поддерживает американскую политику в Ираке и разделяет позицию США по вопросу северокорейского кризиса? Япония должна четко изложить свою позицию по этим вопросам, определить для себя, что она может и чего не может делать, и действовать быстро. Нет сомнения в том, что теперь и Япония будет вынуждена столкнуться с мрачной действительностью мировой политики. Будут ли действия Сил Самообороны являться логической поддержкой действий армии США ? это уже другой вопрос.
Длительный спад в экономике после стремительного скачка и бума, несомненно, вынуждает Японию пересмотреть свою идентичность и роль в мировом сообществе. Очевидно и то, что Соединенные Штаты уже не будут столь активно помогать Японии выбраться из сурового экономического кризиса.
Уже нет такой "подушки", которая позволит Японии игнорировать мрачную действительность правительственных долгов, растущих как снежный ком, и неумелой кредитной политики, проводимой финансовыми структурами страны.
Пришел конец и "играм в революцию", которые вели экстремистские группировки. Самым наглядным примером может служить судьба ультралевой террористической организации "Японская Красная армия". В 1970 году члены этой организации похитили самолет авиакомпании JAL и угнали его в Северную Корею в надежде на то, что там им удастся создать оплот мировой революции и уже через два месяца с победой вернуться домой. Но все кончилось тем, что "герои" попали в руки северокорейских спецслужб и были использованы в их операциях по похищению японских граждан.
Члены "Японской Красной армии" и других левых движений, пик деятельности которых пришелся на 70-е годы, призывали к освобождению бедных, задавленных капитализмом и военными режимами. Но по иронии судьбы члены "Японской Красной Армии" оказались именно в той стране, чей народ является самым угнетенным и подавленным в мире.
"Мир гокко", столь важный элемент психологии послевоенного японского общества, позволявший людям игнорировать мрачную действительность, явно разрушается на наших глазах. В определенном смысле это означает, что пришел конец "добрым старым временам", когда люди могли жить в собственных мечтах, но, прежде всего, это первый шаг к тому, чтобы Япония стала полноценным государством.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях