Статьи по дате

Le Temps | 22 января 2004 г.

А если у Америки есть и другие Гуантанамо?

Самюэль Гарда

Халед Шейх Мухаммед, один из самых опасных командиров "Аль-Каиды", захваченный в Пакистане 1 марта 2003 года, содержится теперь в тайном месте, о котором не знает никто. Возможно, тот, кого ЦРУ и ФБР именовали по инициалам - "ХШМ" - был вывезен в другую страну, но он точно не находится в Кэмп-Дельте - лагере на кубинской базе Гуантанамо. Его следы теряются где-то между престижным пригородом Исламабада, где его взяли ночью, чуть ли не вытащив из постели, и фронтами "всемирной войны с терроризмом".

Загадочная участь "ХШМ" далеко не уникальна. Из нескольких тысяч подозреваемых, арестованных американцами с сентября 2001 года, лишь около 650 находятся на Гуантанамо, куда все это время безуспешно пытается пробиться международная юстиция. Сотни арестованных вообще "исчезли", и это явление достигло таких масштабов, что Международный комитет Красного Креста (МККК), обычно очень осторожный в подобных случаях, на прошлой неделе открыто выразил свою озабоченность ситуацией. После визита руководителя МККК в Вашингтон эта организация, базирующаяся в Женеве, заявила в своем коммюнике, что она испытывает "растущее беспокойство за судьбу неизвестного количества лиц, которые были захвачены в ходе так называемой всемирной войны с терроризмом и содержатся в секретных местах".

С Гуантанамо начинают понемногу отпускать несчастных, к которым у американской администрации не осталось претензий. Однако эта правовая "черная дыра", в конечном счете, предстает в виде "надводной части айсберга", говорят в организации "Международная амнистия". Речь идет о гораздо более разветвленной сети мест заключения, в которых американцы содержат своих пленников, не будучи связаны никакими нормами международного права.

Эту тревогу разделяет и организация Human Rights Watch (HRW). "Американские власти поддерживают ситуацию полной неясности по этому вопросу, - утверждает Рори Манговен, один из представителей HRW в Нью-Йорке, - И мы должны признать, что сталкиваемся с огромными трудностями, пытаясь составить представление обо всех этих местах заключения". О баграмском лагере, расположенном к северу от Кабула, более или менее известно с 2001 года - начала афганской войны. Недавно подтвердились подозрения о существовании лагеря на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане. По некоторым данным, именно на этот британский остров, уже тридцать лет арендуемый США, был перевезен Халед Шейх Мухаммед. Возможно, там же находится и лидер "Джемаа исламия" - индонезийской исламистской группировки, ответственной за взрывы на острове Бали. В конце декабря британская газета The Independent задалась вопросом об истинном предназначении объектов, сооруженных американцами на базе Кэмп-Джастис: уж не лагерь ли это? Аналогичные подозрения возникают также по поводу Джибути - бывшей французской колонии, где американская армия в 2003 году устроила штаб по руководству антитеррористических операций на Африканском Роге и в Йемене. Конечно, власти Джибути официально опровергли информацию о наличии на их территории лагеря типа гуантанамского. Но никого не убедили.

Непонятную роль играют в этом деле о загадочных исчезновениях людей и некоторые арабские страны - союзницы США. Возможно, они предоставляют свою территорию для обустройства тайных лагерей. Возможно, соответствующие службы этих стран пытают заключенных, добывая таким образом нужные сведения. Такие обвинения прозвучали в адрес этих стран еще в 2002 году, но они получили яркое подтверждение в ноябре прошлого года, когда о своих злоключениях поведал 33-летний Арар. Этот канадец сирийского происхождения был арестован в Нью-Йорке 26 сентября 2002 года по подозрению в связях с "Аль-Каидой". Американцы переправили его в Амман, откуда иорданские власти передали его Сирии. Сирийцы продержали узника в тайном месте целых десять месяцев (за это время его дважды подвергали пыткам), после чего отпустили.

Правозащитным организациям известны многочисленные случаи с лицами арабского происхождения, ставшими жертвами подобного сотрудничества Вашингтона с дружественными спецслужбами (в частности, марокканскими и иорданскими). Асем аль-Омри, иорданский адвокат и ученый, объясняет рвение Аммана тем, что еще задолго до 11 сентября 2001 года иорданские власти возложили на себя миссию обеспечения безопасности в регионе. "Хашимитский режим боялся, что прекращение израильско-палестинского конфликта поставит под вопрос иорданский облик королевства. Война против терроризма вернула ему место центрального звена, и эту карту он сегодня активно разыгрывает".

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru