Der Spiegel | 22 января 2007 г.
Еще десять минут
Маттиас Шепп
Global Village: благодаря немецкому ученому молодым россиянам становятся более понятны ЕС и дипломатия
Сегодня министр иностранных дел Сергей Лавров - это молодая женщина 22 лет со светлыми волосами и пленительно длинными ногами. Галина Туришева с блеском играет роль дипломата вот уже полчаса: с серьезным выражением лица она дает отпор "поучениям" министра иностранных дел Австрии Урсулы Плассник, роль которой исполняет Полина. На 19-летней подруге Галины модные дизайнерские джинсы от Dolce & Gabbana. Она хочет работать в области пиара.
Галина в роли министра иностранных дел Лаврова ничего не хочет слышать о полониевом убийстве перебежчика Александра Литвиненко и тем более о том, что в Чечне якобы нарушаются права человека. Она обстоятельно произносит предложение за предложением, ее формулировки многозначительны, но пространны: рамочное соглашение по энергетике, а также "отношения между ЕС и Россией важны не только для наших стран, но и для мира в целом".
Корнелиус Охманн, 42-летний берлинский политолог, довольно улыбается. Вот уже три месяца он преподает в Свободном германо-российском институте публицистики при МГУ им. Ломоносова, старейшем учебном заведении в стране. В рекламном ролике об институте говорится как о "мосте дружбы и свободы".
Голос Охманна гремит в похожей на концертный зал аудитории. "Отсюда мы можем видеть флаг над Кремлем, но можем только догадываться, что происходит за его высокими стенами", - говорит он. Он хочет научить своих студентов "вставать на место разных политиков из разных государств и находить компромиссы". Это искусство, считает берлинский политолог.
Сегодня Охманн предложил студентам ролевую игру, в которой обыгрываются переговоры между Россией и ЕС относительно нового Соглашения о партнерстве. Срок действия предыдущего соглашения истекает в этом году. Все надежды на какой-либо качественный скачок в этом направлении рассеялись уже давно. Наделавшие много шума самоуверенные выступления России раздражают Запад. Не помогает и то, что канцлер Ангела Меркель в отличие от своего предшественника больше смотрит на Вашингтон, чем в сторону Москвы.
Неожиданно Галина отступает от своей роли дипломата Лаврова. "Конечно, у нас нет настоящей свободы слова", - сорвавшись на крик, заявляет она своему австрийскому коллеге в исполнении Полины. Та как раз начала свою тираду по поводу все еще нераскрытого убийства журналистки Анны Политковской, занимавшейся собственными расследованиями.
Тони Блэр в исполнении Ольги Чиркиной задает вопрос: "Господин Лавров, не хотите ли вы сказать, что ваша страна неуклонно катится к анархии?" В ответ тишина. "Да, вот так у нас обстоят дела", - Галина пожимает плечами. Иногда ролевые игры обнажают скрытую правду.
Возможно, Путин больше не прежний сильный человек. Возможно, он постепенно теряет тотальный контроль. Самое время для приезжего профессора напомнить своим студентам о том, что они должны придерживаться рамок во времени. "Дамы и господа, у вас еще десять минут, в противном случае никакого договора не будет", - предупреждает Охманн. "Если Россия захочет вступить в ЕС, мы сразу сообщим об этом в Брюссель", - говорит он и смеется. "Если вы не хотите сотрудничества, давайте обсудим последствия".
Галина снова входит в роль Лаврова, и вот она уже говорит в духе шефа российского МИД: "Никто не заставляет европейцев покупать наш газ". Некоторые из ее сокурсниц качают головой - им кажется, что демонстрация политики силы зашла слишком далеко. Путин, который, согласно опросам, пользуется популярностью у 70% населения страны, среди глав стран ЕС в исполнении российских студентов с трудом бы набрал необходимое большинство, и даже Жак Ширак - в исполнении особенно симпатичной Анны - негативно высказался о третьем сроке, аргументируя свою позицию тем, что "такое нарушение конституции еще больше усилит авторитарные тенденции в России".
Это тяжелые переговоры. Окна в аудитории не открываются, и в помещении становится душно. У кого-то из членов делегации ЕС урчит в животе.
Мая, 20 лет, сидит на последнем ряду, на ней прозрачная кружевная блузка. Она хочет стать предпринимателем и поэтому сложный процесс принятия политических решений ее не особенно интересует. Держа в левой руке зеркальце, она тщательно подкрашивает губы.
В другом углу несколько студентов во главе с Ангелой Меркель в исполнении Лены, уговаривают польского президента. Он упорно блокирует начало переговоров: Польша чувствует себя выброшенной за борт, поскольку запланированный Балтийский газопровод из России будет транспортировать газ непосредственно в Германию в обход соседей. Кроме того, Польша хочет отомстить России за запрет на ввоз польской говядины, из-за якобы низкого качества товара.
"Поляки опять все испортили", - ворчит один студент. И это звучит не как шутка.
Полина, представляющая Австрию, пытается разрядить атмосферу: "Забудем спор вокруг говядины. Давайте станем вегетарианцами". Тони Блэр, который в реальной жизни является близким другом Вашингтона и Варшавы, предлагает "просто исключить Польшу из ЕС".
Возможно, настоящие Шредер и Ширак в какой-то момент именно так и подумали, когда Польша откровенно встала на сторону Буша во время начала войны в Ираке.
"Осталось пять минут", - напоминает Охманн. После чего руководитель переговоров представляет результаты. На последней минуте все-таки удалось прийти к соглашению о том, что переговоры между ЕС и Россией могут быть начаты. Все рады, что все-таки удалось найти компромисс, однако никто не может дать четкие разъяснения по финальным позициям, - совсем как в реальной политике, совсем как в настоящем Брюсселе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях