The Guardian | 22 января 2008 г.
Наследники русских коллекционеров хотят получить компенсацию за утраченные ими шедевры
Марк Браун
Два человека, утверждающие, что они являются законными владельцами ряда картин, которыми более всего восхищаются в Европе, - произведений, которые начиная с сегодняшнего дня будут экспонироваться в Лондоне, - заявили, что не будут претендовать на юридические права собственности, но полагают, что им причитается денежная компенсация.
Пьер Коновалофф и Андре-Марк Делок-Фурко приняли приглашения Королевской академии художеств на приватную экскурсию по выставке, которая станет одной из самых посещаемых в году, - "Из России: французская и русская живопись 1870-1925".
Делок-Фурко - внук Сергея Щукина, а Коновалофф - правнук Ивана Морозова. В царские времена Щукин и Морозов принадлежали к числу самых заядлых коллекционеров в России, пока в 1918 году их собрания не конфисковал Ленин.
Угроза предъявления юридических прав на картины едва не повлекла за собой отмену выставки, и после обмена дипломатическими посланиями, выдержанными в ледяном тоне, британское правительство поспешно организовало принятие законов, которые гарантируют неприкосновенность иностранного имущества от ареста.
По словам Коновалоффа, он увидит эти картины впервые: "Это очень интересно. Жаль, что мы не получили от музеев никакой компенсации. Мы законные владельцы".
Коновалофф и Делок-Фурко также распространили совместное заявление, гласящее, что они не стремятся к реституции картин, которые обычно экспонируются в Москве и Санкт-Петербурге.
Всего на выставку привезено более 120 работ; 13 из них когда-то принадлежали Морозову, а 23, в том числе "Танец" кисти Анри Матисса, - Щукину.
Наследники коллекционеров в своем заявлении также говорят: "Мы оспариваем тот крайне насильственный способ, каковым были отняты эти феноменальные коллекции, которые много лет собирались нашими предками". По их словам, следует "заключить соглашение о разумной компенсации и выплате процентной доли с материальной выгоды, которая накапливается от использования этих работ".
Коновалофф и Делок-Фурко добавляют: "Крупные художественные выставки больше не являются чисто культурными мероприятиями с целью назидания и просвещения народа. Это колоссальные экономические машины, играющие ключевую роль для бюджета музеев, предоставляющих во временное пользование экспонаты, и финансируемые крупными спонсорами".
Королевская академия художеств испустила громоподобный вздох облегчения в связи с тем, что выставка наконец-то добралась до Лондона, а не пала жертвой очередного охлаждения англо-российских отношений, которое коснулось закрытия отделений Британского Совета. Вчера на выставку допустили художественных критиков. В экспозиции - шедевры таких мастеров, как Кандинский, Шагал, Моне, Пикассо, Ренуар, Сезанн, Гоген и др.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях