The Wall Street Journal | 22 января 2008 г.
Царь-модернизатор
Томас Грэхэм
Владимир Путин вправе испытывать огромную удовлетворенность тем наследием, которое он нынешней весной передаст своему преемнику. В 2007 году он достиг цели, которую сам себе поставил восемь лет тому назад в статье "Россия на рубеже тысячелетий", незадолго до того, как сменил в президентском кабинете тяжело больного Бориса Ельцина, - восстановил свою страну изнутри, чтобы она смогла вновь вернуть себе статус великой державы за границей. В прошлом году эта Россия проявила себя в полный рост - она играла более заметную и громогласную роль, а порой и создавала помехи по вопросам, которые крайне важны для Европы и США: это Иран, Ближний Восток, противоракетная оборона и энергетика.
Возможно, многие находят методы президента Путина некрасивыми, а новое лицо России - настораживающим. Но мы должны воздать Путину по заслугам, так как вероятность успеха была весьма низка. Задумайтесь, какую Россию унаследовал Путин. При президенте Ельцине Россия потерпела социально-экономический и политический крах, какого не случалось больше ни с одной крупной державой, которая не терпела бы поражения в крупной войне. За период с 1990 по 1998 год объем экономики сократился на 40%. Государство было дисфункциональным: значительную часть приватизировали коррумпированные олигархи, а региональные бароны утверждали свою независимость. Россия находилась в униженном положении, так как ее финансами распоряжался из Вашингтона Международный валютный фонд, а внешние силы беспардонно вмешивались во внутренние дела России, чтобы поддержать Ельцина. Многие россияне полагали, что их страна скатывается к превращению в государство-неудачника; на Западе многие прогнозировали, что в будущем мир станет существовать без России.
Спустя восемь лет отличия резко бросаются в глаза. Путин возродил в россиянах чувство гордости за свою страну и укрепил могущество России. Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 1990-е годы, но также обзавелась мощной сферой услуг, которой в советскую эпоху практически не существовало. Россия накопила валютные резервы, занимающие в мире третье место по величине - после Китая и Японии. Путин восстановил авторитарное государство в традиционном российском духе: крайне централизованное и персонализированное, приручив олигархов и региональных баронов и подорвав мощь таких альтернативных центров власти, как Госдума и СМИ. Обстановка в России стабильная, уровень жизни резко повышается. Россия снова внушает за границей страх и уважение. Неудивительно, что Путин чрезвычайно популярен среди населения России, которое теперь смотрит в будущее с большим оптимизмом и уверенностью, чем когда-либо за последние два десятилетия.
Правду сказать, президенту Путину повезло - повезло в том, что он пришел на смену дряхлому Ельцину, повезло, что в его президентство цены на нефть резко выросли, повезло, что политический хаос в Европе и США позволил ему еще ярче блеснуть на мировой арене. Но были лидеры, которым не удавалось извлечь пользу из подобного везения. Вспомним хотя бы о Леониде Брежневе, который попусту промотал подобные благоприятные возможности в 1970-е годы и, более того, подготовил почву для краха Советского Союза в 1980-е. Причем было много ситуаций, когда Путин мог бы потерпеть неудачу. Например, без отменной макроэкономической дисциплины приток нефтедолларов в Россию мог бы развязать катастрофическую спиралеобразную инфляцию вместо стойкого роста, который мы наблюдаем.
Однако теперь период реставрации позади, и 2008 год приносит с собой новую, более трудоемкую задачу - модернизацию - которая потребует новых подходов, особенно со стороны Запада. России необходимо прибегнуть к колоссальным капиталовложениям - возможно, речь идет об 1 трлн долларов в течение следующего десятилетия - в модернизацию инфраструктуры, которая по большей части унаследована от Советского Союза и в последние 15 лет страдала от недофинансирования. России необходимо диверсифицировать экономику, уйдя от чрезмерной зависимости от природных богатств и уделяя особое внимание высоким технологиям, если она желает оставаться великой державой. Ей необходимо восстановить систему здравоохранения и образования, чтобы рабочая сила была конкурентоспособна. Все эти задачи еще более безотлагательны в связи с тем, что в ближайшие десять лет население России резко уменьшится из-за плохого состояния здоровья населения в прошлом.
Путин и его окружение говорят об этих вызовах открыто. Вопрос в том, готовы ли они предпринять шаги, необходимые для эффективного решения этих проблем.
Успеху наносит ущерб традиционная язва российского общества - коррупция. Для нейтрализации этой угрозы главное - сделать политическую систему открытой, чтобы поощрить большую прозрачность работы госслужащих и увеличить их подотчетность обществу. Ослабление нынешней сверхцентрализованности будет способствовать обмену достоверной информацией, гибкости и новаторству - всему тому, в чем Россия нуждается, чтобы учесть проблемы и воспользоваться шансами XXI века.
Для успеха России также потребуется уладить отношения с Западом - а для начала поубавить ядовитую антизападную риторику, которая слышится из Москвы сегодня. Дело в том, что Россия не может провести модернизацию в одиночку, хотя ей и следует играть в этом процессе ведущую роль. Необходимые ей деньги, ноу-хау и технологии можно найти только на Западе. Кроме того, в эпоху крупных глобальных потрясений Россия не может гарантировать свою безопасность без друзей и союзников. Только одна страна имеет потенциал для сотрудничества с Россией в отношении полного спектра реальных угроз ее безопасности - а эти угрозы исходят не от Запада, но от Юга в обличье воинственного радикального ислама, с Востока в обличье быстро меняющегося геополитического окружения и отовсюду в обличье распространения ядерного оружия и мегатерроризма. Эта страна - Соединенные Штаты.
Итак, главный вопрос 2008 года в том, смогут ли Путин и лично подобранный им преемник Дмитрий Медведев проявить достаточную мудрость, чтобы ответить на вызовы экономической и политической модернизации, а также достаточно мужества и уверенности, чтобы ради будущего самой России выстроить конструктивные отношения с Западом.
Томас Грэхэм - старший директор Kissinger Associates Inc., в 2004-2007 годах занимал должность старшего директора по вопросам России в аппарате Совета национальной безопасности США
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях