Le Monde | 22 января 2015 г.
Глава Чечни Кадыров "хочет стать лидером мусульман России"
Вероника Дорман
По словам Алексея Малашенко, эксперта по Востоку и исламу, вряд ли стоит ожидать в России исламскую революцию, но ислам в России становится все более радикальным, пишет Вероника Дорман в материале, напечатанном в газете Liberation.
По данным местных властей, 800 тыс. человек (а численность населения Чечни - 1,2 млн) собрались в понедельник на манифестацию в Грозном против последнего выпуска еженедельника Charlie Hebdo. "Это манифестация против тех, кто оскорбляет мусульманскую религию", - заявил пророссийский чеченский руководитель Рамзан Кадыров, выражая протест против карикатур на пророка Мухаммеда. Кадыров призвал население выразить свой гнев.
По мнению Алексея Малашенко, специалиста по Востоку и исламу из Центра Карнеги в Москве, прошедшая в понедельник в Грозном манифестация против Charlie - личный проект Рамзана Кадырова. Он делает все возможное, чтобы быть политиком федерального уровня. Но он также стремится стать лидером мусульман России. "Собрать миллион человек - это не пустяк. С одной стороны, манифестация была хорошо организована, но Кадыров не принуждал своих людей: то, что произошло в Париже, вызвало реальную ярость у мусульман, как самых умеренных, так и самых радикальных", - говорит эксперт.
Действительно, отмечает Малашенко, в других регионах страны - в Казани, Набережных Челнах, Уфе - не происходило ничего подобного. Даже в Москве подобная манифестация, запланированная на 25 января, не получила разрешения. "Это свидетельствует о разногласиях в российской умме. Никто не любит карикатуры и не поддерживает то, что происходит во Франции, но реакция на события совершенно разная. Татарские лидеры могли высказаться по поводу того, что нельзя провоцировать мусульманские власти, но им и в голову не пришло мобилизовать массы. С другой стороны, то, что возможно на Кавказе, невозможно в других регионах: в Москве такая манифестация с большой долей вероятности была бы воспринята как провокация, с опасными последствиями для самих мусульман", - полагает эксперт.
Реакция Кремля на манифестацию в Грозном была положительной. Москва продемонстрировала Западу свое своеобразие: посмотрите, как мусульмане свободно собираются на крупную манифестацию у нас, в то время как во Франции такое мероприятие никто не стал бы терпеть. Кроме того, Кадыров в очередной раз продемонстрировал Путину свою лояльность. Интересы Путина и Кадырова совпадают в плане "антизападной ксенофобии", которая стала новой официальной политикой России, указывает Малашенко.
"Ислам - вторая религия в России, и число мусульман непрерывно растет. В стране в настоящее время находятся 5 млн иммигрантов-мусульман. Новые мечети появились во Владивостоке, Екатеринбурге, Якутске. Тысячи российских граждан воюют в Сирии и Ираке на стороне ИГИЛ, - утверждает Малашенко. - В России ислам радикализируется, медленно, но верно. Это не означает, что завтра может произойти исламская революция, но проблема обостряется на фоне нарастающей иммиграции, межэтнических разногласий, проникновения радикального ислама, а также политики Кремля на Северном Кавказе. Мечети появляются повсюду, кроме Москвы, несмотря на то, что в столице проживают 2 млн мусульман. Дело в том, что жители Москвы испытывают раздражение в отношении мигрантов, а власти не хотят создавать центры притяжения для радикальных мусульман", - уверен собеседник издания.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях