Newsweek | 22 июля 2004 г.
Россияне борются за места в космическом корабле
Джеймс Оберг
Военный космонавт соперничает с молодым магнатом
За 10 недель до запуска очередного пилотируемого космического корабля "Союз" к международной космической станции Российское космическое агентство пытается найти пассажира, который займет третье место в корабле, летящем на орбиту. Совещания высокого уровня, которые должны были бы уже решить этот вопрос, неоднократно откладывались.
Похоже, лавными претендентами являются российский офицер того же рода войск, что и нынешний глава российской космической программы и 31-летний российский миллионер, чьим главным аргументом являются миллионы долларов, которые он готов заплатить.
График подготовки экипажа подразумевает, что оба кандидата прибудут в космический центр НАСА в Хьюстоне на будущей неделе, и никого из них не назначат "основным" или "дублером". В течение недели они будут знакомиться с жизнью на борту космической станции. Представители НАСА по связям с общественностью в среду не смогли предоставить информацию о планах подготовки, но источники в космическом агентстве в частном порядке подтвердили эти планы.
Свободное место
Имена двух из трех членов экипажа, который совершит 10-ю длительную экспедицию на станцию, уже известны. Командиром "Союза" будет российский пилот Салижан Шарипов, этнический узбек из ныне независимого Казахстана, получивший российское гражданство после распада СССР в 1991 году. Инженером будет американский астронавт Лерой Чао.
Запуск назначен на 9 октября, а два дня спустя "Союз ТМА-5" причалит к станции. Передача дел займет неделю, после чего нынешний экипаж, Геннадий Падалка и Майкл Финк, вернутся на землю на корабле "Союз ТМА-4", пришвартованном к станции с апреля. Третий член экипажа ТМА-5 вернется на землю вместе с предыдущим экипажем, его космическое путешествие продлится восемь-десять дней.
Первоначально третье место было продано американскому миллионеру Грегори Олсену, но недавно возникли медицинские проблемы, и его отстранили от тренировок, по крайней мере, временно. В будущем году он, возможно, возобновит подготовку, утверждают источники в спонсорской организации Space Adventures.
Кто может занять место?
Когда неожиданно освободилось место, среди российских космических чиновников начались споры о том, как быстро распорядиться им с наибольшей выгодой. Ни один "турист" не-россиянин не подписал контракта и не прошел соответствующей подготовки. Европейское космическое агентство, которое часто покупает места в подобных экспедициях "Союза", не имеет разработанных исследовательских программ, которые могли бы оправдать расходы.
Очевидным кандидатом могла бы стать единственная в России действующая женщина-космонавт Надежда Кужельная. Она в полном объеме прошла подготовку к такой же миссии в 2001 и 2002 году, но тогда ее не включили в экипажи, чтобы освободить место для западных покупателей. Огорченная этими неудачами и, по сообщениям, узнавшая о том, что в ближайшие годы российская космическая программа не предоставит возможностей женщинам-космонавтам, она ушла из отряда космонавтов несколько месяцев назад и стала вторым пилотом гражданской авиации на внутренних рейса "Аэрофлота".
Космических полетов ждут и другие новички. Самый старший из них, 45-летний Юрий Шаргин, является единственным в отряде космонавтов офицером космических войск (остальные пришли из ВВС). Он прошел достаточную подготовку, чтобы совершать полеты и проводить необходимые эксперименты, поэтому он стал возможным кандидатом.
Появление миллионера
Но Newsweek стало известно о появлении другого российского кандидата, Сергея Полонского, богатого президента петербургской строительной фирмы "Строймонтаж", любителя авиаспорта и ловкого танцора благотворительных балов.
Он прошел медицинское обследование и предполетную подготовку в 2002 году, но переговоры о полете увязли в разногласиях из-за цены. Правительство требовало 20 млн долларов, а Полонский не хотел платить больше 8 млн.
Были и другие проблемы. Рост Полонского 196 сантиметров, что на шесть сантиметров больше предельно допустимого. Конечно, каждый космический корабль строится по индивидуальному проекту, и в новой модели "Союза ТМА" есть дополнительное пространство для ног и головы. Но превышение роста может быть опасным при приземлении, когда сиденья принимают на себя удар. Кроме того, он слабо владеет английским языком, знание которого является официальным требованием к посетителям космической станции.
Однако Полонский готов пойти на риск. По сообщениям московской прессы, после отстранения Олсена, готового заплатить полную стоимость билета, он вновь явился с уже отвергнутым предложением о 8 млн долларов, зная, что других предложений нет. Заместитель главы Российского федерального космического агентства Николай Моисеев недавно признал, что 20 млн долларов за путешествие являются стартовой ценой, "которая может измениться в ходе переговоров". Предложение Полонского объясняет причины его успехов в бизнесе.
После обсуждений его план был принят с большими оговорками. Полонский должен внести деньги к 16 августа. Такой подход отличается от планов выплат, которым следовали предыдущие пассажиры, отдававшие большую часть денег на хранение третьей стороне до возвращения из полета.
Можно ли наложить вето на полет?
Несколько высокопоставленных чиновников Российской космической программы могут наложить вето на попытку Полонского стать первым российским миллионером, купившим космический билет, или первым "олигархом в космосе". Юрий Семенов, глава ракетной корпорации "Энергия", которая строит российские пилотируемые космические корабли, заявил главе космического агентства Анатолию Перминову, что Полонского невозможно подготовить в срок, сообщает российское интернет-издание "Газета.ru".
Но "Союз ТМА" спроектирован для двух профессиональных космонавтов, и тому, кто сидит на третьем месте, делать почти нечего. Кроме того, как сообщают источники в российском космическом ведомстве, Полонский уже завершил более чем 400-часовую подготовку.
Перминов, заменивший главу российского космического агентства Юрия Коптева в начале этого года, до этого был командующим космических войск, которые занимаются запуском и ремонтом космических кораблей, а также слежением за ними. Нынешний командующий, Владимир Поповкин, проявляет интерес к развитию исследовательских программ, и полагают, что Перминов его поддерживает, но вопрос упирается в деньги.
Впереди неопределенность
Российские космические власти однажды уже отказали предполагаемому туристу. В 2002 году певец Ланс Басс почти закончил подготовку к полету, когда его финансовый план провалился. Он не внес первый крупный взнос вовремя, и российская сторона исключила его из программы подготовки. В космос полетел российский дублер ради приобретения опыта, но денег на этом полете Россия не заработала.
Чиновники столкнулись с такой же неопределенностью в связи с полетами 2005 года. Хотя есть контракт на полет европейского космонавта в апреле будущего года, место в "Союзе" на октябрь 2005 года остается свободным. О намерении бороться за это место объявил австралийский писатель Брэдли Тревор Грив, но он, как и Басс, должен предложить программу финансирования.
В настоящий момент нет необходимости срочно выбрать члена экипажа для октябрьского полета. Подготовку в НАСА пройдут и Полонский, и Шаргин. Окончательное решение, вероятно, будет принято в середине августа, когда Полонский должен прийти с деньгами. Все другие факторы в этом деле представляются второстепенными.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях