Daily Times | 22 июля 2005 г.
Народ против Путина
Борис Березовский
Я помог выбрать Владимира Путина преемником первого демократически избранного президента России Бориса Ельцина. Так как сегодня структуры КГБ и мафии правят Россией и манипулируют судебной системой, то бытует предположение, что Ельцин хотел выбрать себе преемника для того, чтобы в будущем избежать судебного преследования. Но мы, те люди, которые выбрали Путина, ставили перед собой задачу найти такого человека, который продолжил бы ельцинские реформы, а не гарантировал защиту Ельцину и его семье.
На самом деле Ельцин не испытывал страха, и он был сосредоточен не на своем собственном выживании, а на выживании демократической идеи, которую он привнес в Россию. Но сейчас эта идея под угрозой - из-за того преемника, которого мы выбрали.
Я не снимаю с себя ответственность за то, что я оказывал Путину поддержку. Мы не были близкими друзьями, но он и я вместе работали в критических ситуациях, и я никогда не сомневался в его искренности. Путин действует в соответствии со своими убеждениями. Проблема в том, что его убеждения - в том числе и его вера в то, что Россия может стать процветающей страной только имея единый источник власти, - являются неправильными. И эта грубая ошибка ведет Россию к политическому краху.
Конечно, ни один человек на высоком посту не свободен от ошибок, и даже простых ошибок, и особенно в бурные времена. Ельцин не был исключением, но он признал свои ошибки. К примеру, когда он ушел в отставку в 1999 году, в канун Нового года, он попросил прощения за развязывание войны в Чечне. Путин, по контрасту с Ельциным, производит впечатление человека, который не способен увидеть свои ошибки и признать их, и упорно проводит ту политику, которая провалилась в глазах всего мира.
Одной из ошибок Ельцина было то, что он не сумел поставить во главу угла своих реформ моральные ценности. России следовало покаяться за сталинизм и систему ГУЛАГа. Покаяться должна была вся нация, без исключения, так же, как покаялись немцы после 1945 года.
И эта ошибка сыграла большую роль, так как она позволила Путину, с его неправильной верой с централизованную власть, прийти к тому, что спецслужбы вновь взяли государство под свой контроль. А если бы произошло покаяние за эпоху ГУЛАГа, его прямым следствием был бы запрет коммунистической партии, а также запрет занимать политические посты всем тем, кто работал в КГБ.
Конечно, такая политическая фильтрация - очень сложный процесс в посткоммунистических странах, где много и тех людей, кто пострадал от спецслужб, и тех, кто сотрудничал с ними. Но можно было найти здравое решение - к примеру, так, как это было сделано в Чехии. Но в России не было ничего сделано в этом отношении, спецслужбы остались неприкосновенными, и у них сохранилась способность вернуться в политику, которую они сейчас и реализуют. Политическое возрождение структур КГБ при Путине и их попытки заглушить оппозицию вновь превратили Россию в страну, где есть перебежчики за границу по политическим мотивам.
Невозможно заглушить независимых политиков и независимые средства массовой информации, если не перекрыть независимые источники финансовых средств, поэтому путинский Кремль сосредоточился на атаках против так называемых "олигархов". Арест Михаила Ходорковского и судебный процесс по его делу были вызваны именно этими причинами. Устранив независимые источники денег, спецслужбы, которые главенствуют в Кремле, надеются разрушить независимую политическую жизнь в России.
В отсутствие источников для независимой мысли начинает сгущаться атмосфера страха. Но страх не только унизителен, он еще ведет к тому, что власть становится все хуже. Ельцин интуитивно понимал, что страх и централизованный процесс принятия решений никоим образом не должны главенствовать в современной стране. Поэтому Ельцин настаивал на том, чтобы проводились реформы отношений между гражданами и государством.
Путин все еще не понимает, что централизованная политическая система не способна осознать свои ошибки и исправить их. Это происходит сейчас, так же было и в советскую эпоху. Путин, который не является высокообразованным человеком, ведет Россия к распаду, такому же, каким был распад советского государства.
Люди начинают это понимать. Они видят, что стремление Путина создать сильное и эффективное современное государство не может быть воплощено в жизнь, потому что современное государство управляется не сверху. Таким государством управляют информированные граждане, которые заставляют своих правителей признавать и исправлять свои ошибки.
Путин тоже, судя по всему, начинает чувствовать бессилие своего режима. Это одна из причин, по которой Россия стала столь агрессивна по отношению к своим соседям, Украине и Грузии, а также стремится сохранять присутствие в таких местах, как Приднестровье, отколовшийся регион Молдавии. Надавливая всем своим весом на ближнее зарубежье, Кремль считает, что он может убедить россиян в своем всемогуществе.
Учитывая недоразвитость демократического процесса в России, а также способность Кремля манипулировать выборами, смена режима - это единственный вариант для тех, кто хочет сохранить демократическую идею в России. Бесполезно питать иллюзии. Те люди, которые противостоят Путину, должны решить, чего они хотят, и объявить, что если режим пойдет вразрез с нормами конституции, то они оставляют за собой право заставить режим соблюдать конституцию любыми необходимыми средствами.
Сегодня вопрос о власти в России больше нельзя решить исключительно на избирательных участках. Как произошло на Украине, в Ливане и в Киргизии, это вопрос будет решен на улицах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях