The Times | 22 июля 2008 г.
Молодежная армия Путина под названием "Наши" утратила свое предназначение
Тони Хэлпин
По идее, это мероприятие должно было стать праздником по случаю того, что они успешно уберегли Россию Владимира Путина от демократической революции.
И однако, в летнем лагере, который ежегодно разбивает молодежное движение "Наши", царила какая-то вялая атмосфера. Идеологи, стоящие за движением, признают: теперь, когда Дмитрий Медведев обосновался в Кремле в качестве преемника Путина, лично им подобранного, "Наши" как-то выдохлись.
Портрет Путина, ныне премьер-министра, по-прежнему украшает транспаранты на территории лагеря, который находится на берегу озера Селигер в 480 км к северу от Москвы. Медведева там практически нигде не увидишь.
Даже антизападная пропаганда кажется какой-то вымученной по сравнению с предыдущими всплесками ненависти к таким лидерам оппозиции, как экс-премьер-министр Михаил Касьянов и экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
На сей раз главным "врагом" "Наших" является свинья, названная в честь президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. Над свинарником реет эстонский трехцветный флаг - в знак протеста против демонтажа памятника Красной армии в столице страны Таллине.
В лагере, программа которого рассчитана на две неделе, собралось менее 5 тыс. активистов - вдвое меньше, чем в прошлом году. Теперь, после того, как президентские выборы состоялись, организаторы с трудом подыскивают для движения новую цель. Уличные протесты уступили место поддержке экономического развития России в соответствии с "планом Путина", рассчитанным на срок до 2020 года.
Лейтмотивом лагеря остается патриотизм, особенно необходимость рожать детей для отечества. Первый вице-премьер Игорь Шувалов посетил лагерь в футболке с лозунгом "Дом, жена, дети. Я люблю мою семью".
Виталий и Юлия Шуваевы были в числе 15 пар "нашистов", которые продемонстрировали свою преданность идее на массовом бракосочетании. Медовый месяц они провели в скоплении палаток, расположенных в виде сердца под транспарантом: "Это Селигерское чудо".
"Для нас "Наши" - это патриотизм. Поэтому мы захотели здесь пожениться, - сказала 22-летняя Юлия. - Мы хотим троих детей: первые двое - для родителей, а третий - чтобы страна росла".
Отныне "Наши" раздробились на различные ответвления, которые поддерживают различные программы и идеи - от Русской православной церкви до инноваций в бизнесе. Но некоторые из их более задиристых традиций сохраняются.
Так, подразделение "Сталь" организует уличные акции протеста, а еще одно обучает юношей патрулировать улицы вместе с милицией. Движение воскрешает советскую традицию добровольных народных дружин по поддержанию порядка.
"Очень многим молодым людям нечего делать, кроме как смотреть телевизор, и мы им говорим: если они хотят помочь стране, вот их шанс", - говорит лидер "Стали" Роман Вербицкий.
Шувалов рассмеялся, проходя мимо полуразвалившегося сарая, который символизировал движение Каспарова "Другая Россия". Это движение на антипутинских демонстрациях перед выборами притеснял спецназ милиции.
Движение "Наши" было основано в 2005 году в ответ на продемократическую "оранжевую революцию", которая захлестнула Украину, а также "революцию роз" в Грузии.
Сергей Марков, депутат Госдумы от "Единой России", один из главных идеологов "Наших", признал, что движение "утратило свою миссию". В интервью Times он сказал: "Миссия состояла в том, чтобы предотвратить нечто типа "оранжевой революции".
На вопрос, есть ли для "Наших" место в ситуации, когда Кремль под руководством президента Медведева пытается произвести на Запад более либеральное впечатление, Марков ответил: "Теперь "Наши" - это элемент массовой культуры, они фанаты Путина. Для них Медведев - чиновник, зато Путин - герой".
Также по теме:
Боевые искусства, скалодром и массовые свадьбы (Süddeutsche Zeitung)
Кремлю больше не нужны "твердолобые гвардейцы" (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях