Amnesty International | 22 июня 2005 г.
Контроль Совета Европы над соблюдением в России прав человека играет жизненно важную роль
Редакция
Amnesty International приветствует дебаты по вопросу о соблюдении в России прав человека, которые проходят сегодня в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), и призывает ПАСЕ воспользоваться этой возможностью для укрепления уважения к правам человека в Российский Федерации.
Дебаты строятся на анализе наблюдательным комитетом ПАСЕ прогресса России в выполнении обязательств и обещаний, которые она взяла на себя, вступая в Совет Европы в 1997 году. Хотя Россия добилась положительного прогресса по некоторым из них - например, ратифицировала часть инструментов защиты прав человека, ввела новый уголовно-процессуальный кодекс и передала ответственность за управление тюрьмами из рук министерства внутренних дел министерству юстиции, ситуация с правами человека в других сферах, в частности в связи с продолжающимся вооруженным конфликтом в Чеченской республике, плачевна.
Поэтому Россия должна оставаться одним из главных объектов пристального наблюдения со стороны международного сообщества, и Совет Европы должен продолжать играть ключевую роль, следя и сообщая о ситуации с правами человека в России, включая Чечню. Кроме того, следует поддерживать сотрудничество между правозащитными структурами Совета Европы и соответствующими российскими правительственными органами.
В частности, Amnesty International призывала генерального секретаря Совета Европы гарантировать, что его администрация будет следить и регулярно информировать комитет министров о развитии ситуации в сфере прав человека в Чечне, а также то, что эти доклады будут обнародоваться.
Кроме того, Amnesty International призывает ПАСЕ обеспечить, чтобы наблюдение и публичное обнародование информации о ситуации с правам человека в и вокруг Чеченской республики было продолжено, а в случае необходимости должно звучать осуждение и предприниматься шаги для прекращения крупных нарушений международных прав человека и гуманитарных законов.
Amnesty International продолжает призывать российские власти реализовать рекомендации, предоставленные им всеми органами и механизмами Совета Европы, включая ПАСЕ, комиссара по правам человека, Венецианской комиссией, Европейской комиссией против расизма и нетолерантности и Комитетом по предотвращению пыток, и немедленно санкционировать публикацию всех докладов о визитах в Российскую Федерацию, включая северокавказский регион, экспертов Комитета по предотвращению пыток.
С момента вступления в Совет Европы более восьми лет назад Россия предприняла несколько важных шагов для улучшения защиты прав человека. Среди них - ратификация ключевых инструментов защиты прав человека, таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, и Европейская рамочная конвенция по защите национальных меньшинств.
На национальном уровне достижения России, согласующиеся с обязательствами перед Советом Европы, включают введение нового уголовно-процессуального кодекса и передачу ответственности за управление тюрьмами министерству юстиции.
Однако многое еще предстоит сделать.
Россия еще не отменила де-юре смертный приговор и не ратифицировала Протокол ?6 Европейской комиссии против расизма и нетолератности, обеспечивающий отказ от смертной казни в мирное время, несмотря на то, что Россия обязалась подписать протокол в течение одного года и ратифицировать его в течение трех лет с момента принятия в Совет Европы в 1997 году.
Россия не завершила реформу прокуратуры в соответствии со стандартами Совета Европы в отношении роли прокуратуры. Только в мае 2005 года министр юстиции объявил о том, что предпринимаются шаги по передаче объектов предварительного заключения из-под юрисдикции ФСБ под юрисдикцию министерства юстиции. Россия обязалась лишить ФСБ права владеть и управлять объектами предварительного заключения еще в 1997 году.
Процедуры обязательной регистрации продолжают нарушать пункт российской конституции о свободе передвижения в пределах страны и противоречат обязательству России перед Советом Европы гарантировать эффективное соблюдение этого права.
Хотя Россия приняла закон об альтернативной военной службе, он является неэффективным штрафным и дискриминирующим для тех лиц, которые хотят воспользоваться своим правом не служить по убеждениям, проходя альтернативную гражданскую службу.
В 1997 году Российская Федерация обязалась привлечь к ответственности тех, кто несет ответственность за нарушения прав человека, в частности в связи с событиями в Чечне. Однако после этого не только начался второй вооруженный конфликт, в ходе которого обе стороны допускают серьезные нарушения прав человека, но и не было проведено практически никаких расследований широко распространенных прав человека. Эти нарушения включают внесудебные казни, "исчезновения", пытки", изнасилования и жестокое обращение со стороны членов российских и чеченских сил безопасности, а также беспорядочные убийства гражданских лиц.
Российские и чеченские чиновники все чаще признают, что в республике происходят "исчезновения" и убийства. Например, 15 июня 2005 года "Интерфакс" сообщил, что глава чеченской правительственной комиссии по конституционным правам граждан Нурди Нухажиев признал, что в Чечне есть 52 массовых захоронения. Однако подобные признания из уст госчиновников не влекут за собой эффективных расследований и преследования тех, кого обоснованно подозревают в ответственности за эти преступления.
Более того, многие из тех лиц, кто посмел добиваться компенсации за нарушения против них или их близких через открытые для них каналы на местном, национальном и международном уровнях, столкнулись с серьезным возмездием за предпринятые шаги. Amnesty International задокументировала множество случаев карательных мер против подавших иски в Европейский суд по правам человека или их родственников, включая убийства и "исчезновения" в северокавказском регионе.
Кроме того, Amnesty International обеспокоена распространенностью в России массовых арестов, произвольного задержания, пыток и жестокого обращения с задержанными, а также безнаказанностью убийств и физических атак на представителей этнических и национальных меньшинств и граждан других стран.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях