InoPressa: тема дня | 22 июня 2007 г.
Польша нарушает европейскую этику, напоминая о войне
Обзор прессы
В пятницу западные СМИ обсуждают саммит ЕС в Брюсселе.
Газета The Financial Times указывает, что из проекта общеевропейского договора ЕС исключено одно из ключевых положений. Обязательство способствовать "конкуренции в неискаженной форме", которому ЕС был верен 50 лет, отныне вычеркнуто из перечня целей. Юристы утверждают, что такой шаг может подорвать борьбу Брюсселя с протекционизмом и незаконными государственными субсидиями.
Внесения этого изменения добился президент Франции Николя Саркози накануне брюссельского саммита, где и так гарантирована напряженная атмосфера. Тем самым Саркози стремился умерить беспокойство в своей стране по поводу того, что Евросоюз стал чересчур "англосаксонским".
Столь неожиданный ход был сделан, когда лидеры стран-членов ЕС собрались в Брюсселе, чтобы попытаться одобрить переработанную версию не слишком жизнеспособного конституционного договора. Версия предполагает модернизацию устава ЕС и учреждение новых постов - президента и министра иностранных дел Евросоюза.
Сегодня заседания на саммите могут затянуться до поздней ночи: Польша выступает против проекта новой модели голосования в ЕС, опасаясь, что последняя чересчур усилит позиции Германии.
Лидеры стран Евросоюза часто называют свои встречи историческими, пишет The Economist в редакционной статье "Ни слова о войне".
Увы, "историчность" нынешней встречи относится не столько к ее важности, сколько к тому, что лидеры настроены спорить по поводу прошлого. Этот саммит уже обещал трения, когда горстка стран во главе с Великобританией и Польшей попыталась разорвать политический компромисс, который, как считали все остальные, был подписан и скреплен печатями три года назад, при достижении согласия о первоначальной конституции.
Потом, накануне саммита, премьер-министр Польши осмелился заговорить о войне - причем не в одобренной всеми манере (прославляя роль ЕС в том, что он сделал конфликт на континенте немыслимым). Ярослав Качиньский выдвинул чудовищные страдания своей страны в период Второй мировой войны в качестве нравственного аргумента для предоставления Польше большего веса как густонаселенной стране в системе голосования ЕС. Дескать, население Польши было бы сегодня больше, если бы в ходе войны не погибли многочисленные граждане страны. Даже если бы на нынешнем саммите принимающей стороной выступала не Германия, подобные отсылки к истории нарушают любой кодекс европейского этикета. Его брат-близнец Лех, президент Польши, прибывший на саммит, как ожидают, займет более примирительную позицию.
Таким образом, первые президенты и премьер-министры прибывали на саммит в достаточно унылой атмосфере, хотя, несмотря на невеселые настроения, есть основания ожидать, что лидеры стран Европы смогут достичь компромисса в отношении актуальных политических проблем.
Это означает отход от обычной схемы брюзгливых собраний в Брюсселе, где лидеры сначала присягают на верность делу общеевропейской солидарности, а потом приступают к яростным потасовкам, отстаивая свои национальные интересы. На этот раз информация о возможных компромиссах просочилась рано, и теперь все говорят о том, что Польшу подкупят предложением обсудить систему голосования в будущем.
Немецкий журналист яростно обвинил Польшу в том, что она хочет заблокировать принятие законов ЕС, на что представитель Польши ответил, что Польша понимает, что сотрудничество в Европе требует компромиссов. Однако затем поляки добавили, что, как они заметили, со странами, которые угрожают заблокировать принятие законов, консультируются в первую очередь в случае переговоров о таких компромиссах. Это была еще одна неприятная правда, нарушающая этикет ЕС. В ближайшие дни такое повторится еще не раз.
Испанская El Pais пишет, что эксперты обсуждают план Меркель с целью изолировать Варшаву и заставить ее капитулировать.
Канцлеру Германии Ангеле Меркель осталось меньше 24 часов, чтобы добиться от Польши и Великобритании одобрения нового договора, который позволит лучше функционировать Евросоюзу в составе 27 стран. Два наиболее упрямых члена грозят встать из-за стола переговоров европейского саммита, не достигнув соглашения, если их требования не будут отражены в окончательном варианте договора.
Британцы, выступающие против учреждения поста министра иностранных дел ЕС, предусмотренного старой конституцией и Хартией фундаментальных прав, обязательной для ЕС, потирают руки, прикрываясь поляками. Они верят в то, что неизбежный союз 26 стран против Качиньских заставит Меркель и остальных уступить британским требованиям, отмечают европейские дипломатические источники.
Идея заключается в том, чтобы как можно раньше разработать сценарий "26 против 1". "Меркель хочет заставить поляков почувствовать, что ответственность за провал соглашения лежит на них, пристыдить их настолько, чтобы они прекратили свое давление, - утверждает Филипп де Скутет, бывший представитель Бельгии в ЕС и директор европейской программы Королевского института международных отношений. - Это чрезвычайно неотложный вопрос, потому что, если Меркель сейчас не удастся заключить соглашение, это не удастся никому. Германия - очень влиятельная страна, и ее канцлер обладает большим авторитетом", - считает он.
На этом, как и на других саммитах, исповедальный метод будет иметь решающее значение. Через "исповедальню" Меркель пройдут в ближайшие часы европейские лидеры. На этих встречах канцлер Германии в личной беседе прощупает, насколько каждая страна готова к уступкам, чтобы угодить Лондону и Варшаве, а лишь затем положит на стол новый текст.
Бывший эксперт ЕС по торговле Пьер Дефрень советует в случаях изоляции, когда одна страна упрямится и отказывается изменить точку зрения, расширять рамки соглашения. "Речь идет о расширении пакета за счет других уступок, например, касающихся вопросов финансирования, до тех пор, пока не удастся сторговаться". Предложить полякам отсрочку вступления в силу новой системы голосования, внести в нее незначительные изменения, предоставить право на защитную статью, позволяющую противодействовать невыгодным для страны предложениям, - вот некоторые из тезисов, обсуждавшихся вчера в Брюсселе.
Жесткие, упрямые, готовые на все - так проводят политику близнецы "К", считает итальянская La Repubblica. Прошлое пересматривается, и на ненависти прошлых лет строится модель будущего. До здравствует межгосударственная обида, если она помогает рассчитывать на большее в Европейском союзе.
"Мы наконец хотим говорить на равных с "великими" Европы", - неоднократно говорил премьер Ярослав Качиньский. Другие голоса в национал-популистском, авторитарном, страдающем гомофобией правительстве еще более откровенны: Германия должна иметь меньший вес, немецкая и среднеевропейская культура, от Гете до Кафки, должна быть запрещена в школах. "Исторический опыт научил нас тому, что слабость никогда не помогает жертвам", - провозглашает Ярослав Качиньский.
Издание задается вопросом: неужели недостаточно волнующих воспоминаний о поклоне канцлера Вилли Брандта в Варшавском гетто и протянутой руки Ангелы Меркель, недостаточно решающей поддержки Берлина при вступлении Варшавы в ЕС, недостаточно огромных немецких инвестиций, незаменимого вклада Берлина в финансирование помощи ЕС?
Der Tagesspiegel в статье "Польская рулетка" иронизирует: премьер-министр Польши считает, что право голоса в ЕС нужно давать и мертвецам. Он имеет в виду тех поляков, которые погибли во время Второй мировой войны от рук немцев и русских, а также их вероятных потомков. Россия, между тем, не является членом ЕС.
С того момента, как близнецы Качиньские - Ярослав и Лех - пришли к власти, я впервые вижу в европейской политике сексуальную подоплеку, подшучивает над поляками автор. До сих пор я считал самым эпатажным государственным деятелем, которого только способна породить современная Европа, Берлускони, но что такое, скажите на милость, поющий подражатель Наполеона по сравнению с 58-летним премьер-министром, который позволяет фотографировать себя только анфас, спутницей жизни которого является кошка, а карманными деньгами распоряжается мамочка?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях