Financial Times | 22 июня 2010 г.
Третий человек
Кэтрин Белтон, Чарльз Кловер и Дэвид Гарднер
Как и у многих высокопоставленных российских чиновников, которые пришли к власти в последние 10 лет, послужной список у Игоря Сечина местами отличается некоторой расплывчатостью, утверждает The Financial Times. "Сечин, вице-премьер РФ и председатель совета директоров "Роснефти", несомненно, принадлежит к числу силовиков - легендарной клике, состоящей в основном из бывших сотрудников КГБ, которые пришли в Кремль в свите Владимира Путина в первый день нового тысячелетия и преобразовали Россию по своему авторитарному образу и подобию", - пишут журналисты Кэтрин Белтон, Чарльз Кловер и Дэвид Гарднер.
Однако в интервью Сечин заметил: "Возьмем Джона Маккейна, он силовик - с ним следует обращаться иначе, чем с остальными? Это скорее миф, чем реальность". По мнению издания, Сечин слывет "российским Ришелье" и входит в некий неформальный триумвират наряду с Медведевым и Путиным. "Когда-то Сечин действовал исключительно за кулисами. Теперь человек, олицетворявший взлет силовиков, постепенно выходит из тени", - пишет газета. В ситуации, когда Россия старается выбраться из экономического кризиса, Сечин заговорил по-новому - неожиданно сговорчиво, утверждает издание, поясняя, что российская экономика оказалась крайне уязвима к глобальному кризису.
Российское руководство стремится провести ребрендинг - позиционировать Россию одновременно как напористого игрока мировой политики и надежного партнера Запада. "Из высказываний Сечина, тщательно выбирающего слова, явствует, что между этими целями есть противоречия", - пишет газета. По словам Сечина, нефтегазовая промышленность - ключ к движению России по правильной дороге, поскольку она является локомотивом российской экономики и главным источником геополитической мощи Кремля.
"Сечин впервые высказался публично о том, как государство, окрепшее при Путине, сумело вернуть важные энергетические активы из рук олигархов, которые скупили эти активы по дешевке при хаотичной постсоветской приватизации", - говорится в статье. По словам Сечина, это имущество не было "изъято", а имела место законная процедура: госкомпании приобрели по рыночным ценам активы, которые теперь управляются точно так же, как и частные. Российские госкомпании не могут пользоваться своими ресурсами как инструментами давления на потребителей, сказал Сечин в интервью, пояснив, что эти компании соблюдают международное право.
Сечин также отрицает, что газовые споры с Киевом в период президентства Ющенко имели политическую составляющую, - он заявляет, что "Газпром" прежде всего отстаивал интересы акционеров. В интервью Сечин также сказал, что договоренность о продлении аренды базы ВМФ в Севастополе не имела отношения к "Газпрому", а цена на газ для Украины снижена благодаря отмене пошлин на экспорт. По словам Сечина, представители ОПЕК советуют России ввести квоты на добычу, но "я говорю им, что у нас таких инструментов, к сожалению, нет, так как российские нефтяные компании - частные. Даже те, доля в которых принадлежит государству", - сказал Сечин, на что корреспонденты реагируют замечанием: и в данной отрасли, и за ее пределами подобные высказывания вызывают лишь ироничную улыбку.
В окружении Сечина утверждают, что его взгляды эволюционируют. "Процесс IPO распахнул перед ним дверь во внешний мир. Теперь он меньше руководствуется идеологией и гораздо более прагматичен", - сказал один из его ближайших советников. Но другие считают, что новая позиция Сечина и других бывших сотрудников спецслужб отражает неуверенность в их положении в случае, если Медведев останется на второй президентский срок. Если в 2007 году Путин назвал Россию энергетической сверхдержавой, то Медведев критикует опору на нефть и газ, отмечает газета.
Со своей стороны, Сечин не видит никаких противоречий между словами Медведева и Путина. Модернизация экономики означает, что нужно начать с модернизации энергетического сектора, поясняет он. "Но Медведев со своей программой добьется немногого, если не обуздает власть силовиков, предостерегают инсайдеры", - пишет газета.
В интервью Сечин впервые коснулся дела ЮКОСа. Он не согласился с утверждением, что это была экспроприация. "Роснефть" эти активы купила", - сказал он, подчеркнув, что была выплачена крупная сумма, а оценка проводилась рыночными методами.
"Этот тон, колеблющийся между вызовом и оправданиями, в какой-то мере отражает тот факт, что на газовом рынке теперь условия диктуются покупателями, а не продавцами, и позиция России как основного поставщика нефти и газа в ЕС ослаблена", - говорится в статье. Вместо угроз, что Россия перенаправит поставки газа на восток, делает акцент на сотрудничество. "Мы должны совместно работать над вопросами формирования цен", - сказал Сечин. Он подчеркнул, что все российские проекты имеют долгосрочный характер и нестабильность для них вредна. В этой связи он призвал деполитизировать энергетическую отрасль.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях