Le Monde | 22 июня 2012 г.
Москва и Пекин исповедуют оборонительную, а не наступательную тактику
Редакция
В интервью изданию Le Monde французский политолог Бертран Бади анализирует российско-китайские отношения.
По его мнению, отношения между Москвой и Пекином больше зависят от изменений международной системы, чем даже от стремлений самих стран. Он считает, что при существующем балансе сил Китай больше не боится оказаться в роли подчиненного по отношению к России. "Два фундаментальных элемента международной системы создают ситуацию, которая благоприятствует сотрудничеству: военная структура Запада, в частности НАТО, экономический кризис, который заставляет Россию и Китай увеличивать товарооборот, чтобы нивелировать риск дефицита, вызванного ослаблением европейского рынка", - утверждает Бади.
Политолог выделяет три основные точки совпадения интересов двух стран. Во-первых, Россия понимает, что единственной возможностью противостоять Североатлантическому альянсу является укрепление отношений с Китаем. Китай, в свою очередь, также не может найти других союзников в Азии. Во-вторых, взаимные экономические интересы становятся все более очевидными. Чем более волатильными становятся мировые экономические показатели, тем больше Россия и Китай стремятся к укреплению сотрудничества, отмечает политолог. В-третьих, их сближению способствует утверждение западных стран в качестве основных игроков на международной арене и ослабление влияния других стран. Такое развитие событий привело к созданию Шанхайской организации сотрудничества, которая позволяет координировать политику Москвы и Пекина по отношению к Ирану, Афганистану и странам Центральной Азии, подчеркивает Бади.
По мнению эксперта, сближение России и Китая носит оборонительный, а не наступательный характер. Россия обеспокоена включением в состав НАТО бывших стран народной демократии, вмешательством в дела Азии, а также созданием системы ПРО. "Пекин ведет себя еще более осторожно: страна не хочет ограничиваться альянсом с Россией, который может оказаться стеснительным, Китай стремится поддерживать и укреплять свои связи с Западом", - отмечает политолог. Он подчеркивает, что между двумя странами складывается взаимопонимание по многим международным вопросам, что видно на примере Ирана и Сирии, но в то же время обе страны сохраняют за собой свободу выбора. Отвечая на вопрос о целях Москвы и Пекина в сирийском конфликте, в качестве основной задачи исследователь выделяет стремление воспрепятствовать усилению западного влияния на Ближнем Востоке, избежать повтора ливийского сценария.
Подводя итог, Бади говорит, что в настоящее время угрозы носят более скрытый характер, поэтому коалиции обычно неправильно определяют опасности для системы международных отношений. По этой причине превращение ШОС в классическую коалицию представляется ему маловероятным.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях