Newsweek | 22 июня 2016 г.
Чего Путин добивается в Китае?
Дэмиэн Шарков
"Как сообщил Кремль, в пятницу российский президент Владимир Путин отправится в Китай с очередным визитом. В последние годы его поездки туда практически стали рутиной, - сообщает Дэмиэн Шарков в Newsweek. - Два лидера близко общаются с тех пор, как в 2013 году китайский лидер Си Цзиньпин именно Путину нанес свой первый визит в качестве главы государства, положив начало регулярным ежегодным встречам, в ходе которых обычно сообщается о важных экономических или политических двусторонних соглашениях".
По мнению автора статьи, в этот раз "Путин, скорее всего, попытается убедить китайские власти покупать больше российских товаров". В частности, оружия.
"После вступления в силу западных санкций и падения цен на нефть в 2014 году продажи оружия становятся все важнее для российского бюджета, - отметила Агния Григас, старший научный сотрудник Атлантического совета (США). - В 2015 году эти две страны заключили оружейные сделки, и вероятно, что в ходе этого визита последуют новые соглашения такого рода".
В понедельник заместитель российского премьер-министра Дмитрий Рогозин объявил, что в Китае Путин подпишет договор о поставках ракетных двигателей RD-180.
Шарков полагает, что один из общих интересов Москвы и Китая - "заставить Японию нервничать". По его мнению, то, что китайские и российские военно-морские суда в этом месяце зашли в спорные воды в Японии, "слишком похоже на скоординированную акцию".
"Шансов официального союза [России и Китая] мало, - полагает Лорен Гудрич из частной оборонной фирмы Stratfor. - Однако обеим странам всегда полезно заявить о себе и вызвать у Японии опасения, что у них появились какие-то совместные планы".
Третий повод для поездки Путина в Китай - поиск инвестиций в энергетику, отмечает Шарков и напоминает, что президентам России и Китая нужно обсудить препятствия, на которые натолкнулись два русско-китайских совместных проекта - газопроводы "Сила Сибири" (строящийся) и "Алтай" (находящийся на этапе проекта). По мнению эксперта Гудрич, речь зайдет также о приватизации российского нефтяного гиганта "Роснефть". Россия предлагает 19,7% его акций и два места в его правлении. По словам Гудрич, эту сделку России нужно совершить до конца года, иначе она не уложится в бюджет.
И наконец, "Путину нужно показать, что у него есть друзья", полагает Шарков.
"Со времен украинского кризиса российское правительство пытается обескуражить страны Запада заявлениями, что может заместить торговлю с Европой и США за счет Южной Америки и Азии, - говорится в статье. - Эти начинания увенчались пока лишь спорными успехами, но российские чиновники часто с удовольствием указывают на них как на проявление того, что Россия по-прежнему играет важную роль на мировой арене, а значит, доказательство провала политики изоляции".
"Однако Китай - один из самых значимых партнеров, которыми Россия может похвастаться в последние два года, и любой визит Путина в эту страну может вызвать опасения, что Москва и Пекин подумывают о более глубоком сотрудничестве".
"Россия хотела бы сделать вид, что ее отношения с Китаем равные и являются ее оплотом в противостоянии с Западом, однако в этом больше позы, чем правды, - полагает Григас. - России эти отношения нужны больше, как по прагматическим, так и по политическим причинам".
"Все, кто наблюдает за Китаем, не верят, что его союз с Россией возможен. Там просто слишком много недоверия, и на международном уровне у них разные интересы. США это видят, - полагает Гудрич. - Путин, особенно ввиду санкций, хочет показать, что он не один. Для Европы это громкий сигнал того, что Россия ищет восточных партнеров. Если окажется, что Россия и Китай сближаются, решимость Европы не отменять санкции станет еще более шаткой".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях