Статьи по дате

The Wall Street Journal | 22 марта 2001 г.

Россия, с которой мир смог бы жить

Игорь Малашенко

После десяти лет беспорядка Россия остается полуизолированным от остального мира государством, в котором необходимые реформы так и не были доведены до конца. Пока предпринимаемые из лучших побуждений попытки подталкивать Россию к реформам приводили к обратному результату. Очевидно, что нужна новая стратегия. Чтобы осознать масштабы стоящей перед Западом российской проблемы, необходимо попытаться понять, что происходит в головах российской политической элиты и ее лидера, Владимира Путина.

Путин живо описал чувства разочарования и унижения, которые он испытал, наблюдая за тем, как толпы немцев с двух сторон разрушали Берлинскую стену кувалдами. Тогда Путин был офицером КГБ и работал в Восточной Германии. Российский президент, как многие другие представители российской элиты, никогда не соглашался с утверждением о том, что развал советской империи был вызван ее собственными внутренними недостатками и ?имперским размахом?.

Видимо, руководству бывшего КГБ слишком сложно признать, что марксистское государство может рухнуть из-за собственных ?внутренних противоречий?. Когорта Путина убеждена в том, что развал Советского Союза был спланирован в Вашингтоне и приведен в исполнение ?пятой колонной? в самом Советском Союзе.

Широкий взаимообмен

Я слышал о таком невероятном сценарии от многих высокопоставленных россиян. Они относятся к нему очень серьезно. Меня и самого причисляли к этой ?пятой колонне?. Это обвинение лживо, потому что я не сижу в подполье - я совершенно открыто стремлюсь к широкому обмену между Россией и Западом.

Путин и его команда не готовы вновь начать соревноваться с Соединенными Штатами и Западной Европой, это абсолютно бесперспективно. Им неприятно осознавать, насколько ограничены ресурсы и возможности России. Они знают, что наращивание военной мощи уже не является возможным вариантом. Однако они не могут упустить шанс навредить Соединенным Штатам и их союзникам, когда это недорого. С точки зрения Кремля, поддержка стран-изгоев - от Ирака до Кубы - может оказаться подходящим оружием. Ситуация усугубляется еще и из-за того, что у российских лидеров нет связной концепции того, в чем состоят национальные интересы России, и, пытаясь отомстить, они могут вести себя достаточно безрассудно.

Россия Путина не является такой экспансионистской сверхдержавой, какой был Советский Союз. Однако, испытывая смешанные чувства ностальгии и жажды мести, российские лидеры могут попытаться хотя бы частично восстановить российский контроль над соседними государствами. Некоторые из них очень уязвимы в силу как зависимости от российских энергоресурсов, так и собственных внутренних проблем.

Пока в России продолжается внутренний развал, она будет провоцировать проблемы во всем мире. Целенаправленная политика США могла бы повлиять на развитие событий как внутри России, так и в области внешней политики этой страны. Попытки России поддерживать страны-изгои и запугивать соседние государства необходимо сдерживать теми же самыми методами, которыми удавалось сдерживать Советский Союз. Но задача, конечно, будет ставиться совсем другая. Долгосрочная стратегия интеграции России в Европейский Союз, а возможно и в НАТО, не только укрепит стабильность международной системы, но и поможет России выйти из внутреннего тупика, куда она движется в настоящий момент.

Запад, конечно, должен активно препятствовать любым шагам России в сторону политического авторитаризма, злоупотреблениям в экономической сфере и попыткам создания международных проблем - иными словами, любым шагам, из-за которых Россия продолжала бы дистанцироваться от Запада. Американские и европейские лидеры должны требовать, чтобы Россия полностью выплачивала свои долги. Если российские лидеры не будут рассчитывать на то, что им удастся выкрутиться, они начнут заботиться о том, чтобы в стране происходил экономический рост, чтобы росли доходы. Это означает, что Запад должен проводить политику, поощряющую экономический рост, поскольку это упростит ситуацию для Парижского клуба, пытающегося получить назад долги.

Точно также лидеры НАТО и ЕС должны препятствовать тому, чтобы Россия тратила с трудом заработанные налоговые доллары на военные программы или поддержку международных отщепенцев. Если в России будет продолжаться нынешнее сползание к авторитаризму, если страна будет поддерживать многочисленных международных смутьянов, Запад может отреагировать, например, перестав приглашать Путина на важные международные встречи представителей демократических государств, в частности, на саммиты Большой семерки. Такие встречи очень престижны для Путина и России; не получив приглашения, Кремль почувствует себя очень уязвленным.

С другой стороны, реальный прогресс России в сфере строительства демократии, рыночной экономики, более ответственное международное поведение должны вознаграждаться большим вовлечением России в деятельность западных политических и экономических структур. При этом западные лидеры должны вознаграждать Россиию за то, что она сделала реально, а не за обещания и ожидания.

Короче говоря, Россия должна оказаться в такой ситуации, которая вынуждала бы ее активно стремиться присоединиться к Западу. Если Россия в конце концов станет членом Европейского Союза или получит реальную возможность стать им, выполнив все социальные и экономические требования ЕС, это будет лучше и для России, и для всего мира. Политики также должны рассмотреть возможность вступления России в НАТО или, по крайней мере, приветствовать расширение альянса на Восток.

По данным исследований, поддержка Запада со стороны российского населения снизилась на 25%, в то время как в первые бурные дни после развала советской империи Запад поддерживали 80%. После десяти лет безуспешных реформ многие россияне разочаровались в США и Западной Европе.

Единственный выбор

Но в России есть существенное меньшинство, понимающее, что единственным вариантом долгосрочного развития является интеграция с Западом. Эти россияне (большинство из них - молодежь) высоко ценят демократические институты, свободную прессу и свободную экономику. Они уже играют большую роль в новой российской экономике. Если у них будет определенная поддержка и удача, они могут создать критическую массу, которая сможет изменить будущее страны. Для того, чтобы они не утратили надежд, очень важно, чтобы внешнеполитические цели США и ЕС совпадали.

Конечно, российские лидеры могут принять разрушительное решение вступить в конфронтацию с Западом и тем самым фактически разрушить всякую надежду на экономическое и политическое возрождение страны. США и Западная Европа должны быть готовы к такому развитию событий. Но такая возможность не должна отпугнуть Запад от всяческих попыток интегрировать Россию в западное сообщество.

Точно также Запад не должно пугать другое обстоятельство: для того, чтобы в России произошли реальные изменения, необходимо вооружиться терпением. Западная политика ?сдерживания? принесла свои плоды через более чем 40 лет. Учитывая сложность нынешней проблемы, ее решение, по всей видимости, отнимет не меньше времени. Но вознаграждение - мирная, процветающая Россия и более спокойный мир - настолько велико, что его стоит ждать.

Игорь Малашенко является заместителем председателя "Медиа-Моста", компании, которой принадлежит единственный крупный независимый российский телеканал. Малашенко является основным партнером создателя этой компании Владимира Гусинского.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru