Frankfurter Rundschau | 22 марта 2004 г.
Тайна шведских пилотов
Ханнес Гамилльшег
Швеция поднимает со дна Балтийского моря самолет-шпион, сбитый Советским Союзом 52 года назад
Самолет, покрытый слоем тины, показался над поверхностью воды, поднятый гигантским краном. На хвосте отчетливо видны три короны, свидетельство его принадлежности к шведской военной авиации. "Торжественным", "удивительным" и "фантастическим" называли зрители, наблюдавшие за происходящим с корабля сопровождения, то мгновение, когда самолет DC-3 был поднят на борт спасательного судна Belos. Почти 52 года он пролежал на дне Балтийского моря на глубине 120 метров.
История DC-3 - это реликт тех времен, когда холодная война была наиболее холодной. В течение нескольких десятилетий это происшествие отягощало отношения между Швецией и Советским Союзом. Хотя с самого начала практически никто не сомневался в том, что шведский военный самолет был сбит советским МиГ-15, однако, как и почему, стало известно гораздо позже.
Тогда, 13 июня 1952 года, как утверждало шведское правительство, самолет и восемь человек, находившихся на его борту, исчез в районе острова Готланд во время тренировочного полета по отработке систем связи. Это не соответствовало действительности: на самом деле DC-3 систематически занимался радиоразведкой, направленной против новых советских военных баз на побережье Балтийского моря.
Разведка проводилась при помощи самого современного британского и американского оборудования, и делалось это для британцев и американцев в соответствии с секретным соглашением между нейтральной Швецией и НАТО - вы получаете технику, в которой нуждаетесь, и за это предоставляете нам результаты ваших разведывательных полетов.
Шведский народ об этом ничего не знал, Москва знала все, не в последнюю очередь потому, что полковник шведских ВВС Штиг Веннерстрём был одним из лучших агентов Кремля. Уничтожение шведского самолета было преступлением против международного права, одобренным Сталиным лично, и, возможно, предупреждением в адрес Швеции: "Не сближайтесь с Западом больше, чем сейчас".
Только в 1991 году Москва признала, что уничтожение самолета было "грубым нарушением норм международного права". До тех пор утверждалось, что самолет нарушил советское воздушное пространство. Так зарождались слухи, мол, DC-3 не был сбит, его принудительно посадили, а экипаж отправили в лагерь, в Сибирь. Родственники членов экипажа ничего не знали об их участи.
"Только потому, что мой отец застраховал свою жизнь, моя мать догадалась, что он получил опасное задание", - говорит Рогер Элмеберг, сын пилота. Когда отец погиб, ему было три года.
Он был инициатором частной экспедиции подводников, которая прошлым летом обнаружила упавший самолет в 55 километрах восточнее Готланда, недалеко от острова Готска-Санден. По настоянию родственников погибшего экипажа правительство приняло решение о подъеме самолета, который неоднократно откладывался по техническим причинам и из-за погодных условий. Теперь же операция удалась: сильно поврежденный корпус самолета был поднят с морского дна на поверхность. Теперь самолет будет переправлен на военно-морскую базу Мускё под Стокгольмом.
Прежде всего, будет произведен анализ ДНК человеческих останков, чтобы установить, все ли члены экипажа погибли при уничтожении самолета. Тогда исчезнут все сомнения, полагают родственники погибших. Видеосъемки хвостовой части самолета, разорванной на куски пулеметными очередями, доказывают, что советский комиссар Осинский, которому было поручено выполнение этого задания, отнесся к нему со всей ответственностью. "Это была казнь, словно выстрел в затылок", - говорит Вильям Агрелл, занимавшийся историей DC-3.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях