The Jerusalem Post | 22 марта 2004 г.
Поставки израильского оружия в Иран: жест политической разрядки или предательство?
Ариэль О´Салливан
Тот факт, что израильских продавцов оружия могут подозревать в продаже вооружений в Иран, на первый взгляд кажется не только неправдоподобным, но и изменническим.
Между тем незаконные израильские военные поставки откровенно антисионистскому шиитскому государству, которое к тому же активно стремится к получению ядерного оружия, вряд ли являются новым феноменом.
"Жизнь - сложная штука. Израиль, как и США, проводит неоднозначную политику в отношении Ирана. Присутствует определенная доля гибкости", - отмечает д-р Геральд Стейнберг из Центра стратегических исследований Бегина-Садата, эксперт по вооружениям.
Тайные контакты на протяжении десятилетий служили интересам израильской разведки, если не стратегическим интересам Израиля в целом, говорит Аарон Клейман, профессор политологии Тель-авивского университета и автор книги "Всемирный охват Израиля: продажа оружия как дипломатия".
Стейнберг отмечает, что в прошлом поставки оружия помимо того, что приносили прибыль, еще и укрепляли дипломатические связи. Как в случае с Индией, например.
"Однако, учитывая количество связей с Ираном, можно только гадать о том, применим ли этот аргумент сегодня", - считает Стейнберг.
"И все же Израиль пытается сохранить широту выбора, сотрудничая с иранским правительством и отдельными лицами, которые отличаются прагматизмом и открытостью, и не придерживается идеологического подхода, согласно которому говорить с Ираном не о чем", - говорит Стейнберг.
Суть политики Израиля в отношении Ирана состоит в том, что Иран считают угрозой, а не врагом, объясняет он.
В прошлом, например, Израиль тайно продавал Ирану запчасти для истребителей Phantom - даже после того, как в 1979 году к власти в Иране пришел аятолла Хомейни.
В то время взгляд Запада, и особенно США, был прикован к революции.
Но благодаря тесным связям Израиля с иранскими вооруженными силами и присутствию в Иране израильских агентов Израиль стал ценным источником развединформации для американцев.
По этой причине Израиль сыграл ключевую роль в так называемом деле "Иран-контрас" или "Ирангейт" в середине 1980-х. Тогда сотрудник Совета по национальной безопасности США полковник Оливер Норт получил по шапке за то, что организовал для израильских торговцев оружием, связанных с правительством, поставки в Иран 1000 противотанковых ракет LAW и частей для батарей ПВО Hawk. Эта сделка оценивалась в 100 млн долларов, а выручка была перекачана повстанцам Никарагуа.
В то время США и Израиль пытались использовать эти поставки, требуя от Ирана надавить на шиитские организации в Ливане и освободить западных заложников.
Согласно докладам, большинство торговых операций было проведено через частную израильскую компанию International Desalination Equipment Ltd, которую тогда возглавлял Яаков Нимроди, служивший с 1950-х до свержения шаха Ирана в 1979 году израильским военным атташе в Тегеране. Нимроди часто помогал и давал советы советник тогдашнего премьер-министра Шимона Переса по контртерроризму Амирам Нир, первый муж Джуди Нир-Моузез, которая сейчас замужем за министром иностранных дел Сильваном Шаломом.
Нир, который поддерживал тесные контакты с Нортом, позднее погиб при загадочных обстоятельствах в результате авиакатастрофы в Мексике.
Еще один израильский торговец оружием, Нахум Манбар, продавал оружие в Иран при полной осведомленности и даже при благословении оборонного истэблишмента страны, который надеялся, что это приведет к появлению информации о пропавшем летчике подполковнике Роне Араде, сбитом в Ливане в 1986 году.
Сейчас Манбар отбывает 16-летний тюремный срок за то, что пытался продать Ирану материалы для производства горчичного и нервно-паралитического газа.
"Если кто-то хочет выступить в защиту поставок вооружений в Иран, то всегда говорится, что все, что мы продаем, контролируется, и что ничто, что представляет прямую угрозу Израилю, не попадет в руки Ирана, - отмечает Клейман. - Оборонный истэблишмент утверждает, что без его одобрения никто и пальцем пошевелить не может, но, с другой стороны, в мире торговли оружием полно таких вещей, которые сложно отследить".
В Израиле работает около 2 тыс. торговцев оружием, но от них не требуют отчета об их деятельности. Министерство обороны отказывается разглашать информацию о них по деловым мотивам и соображениям безопасности.
По иронии, министерство обороны обещало кнессету предыдущего созыва начать наступление на торговцев оружием после того, как по подозрению в продаже деталей к бронетранспортерам были арестованы два человека - Эли Коэн и Авихай Вейнстейн.
Полиция заявила, что срок действия лицензии Коэна окончился в 1994 году. Представитель министерства обороны Рахель Найдек-Ашкенази отметила, что ни у Коэна, ни у Вейнштейна нет в настоящий момент никаких лицензий.
Несмотря на это, их поймали в тот момент, когда они предположительно отправляли иранцам оружие и запчасти по многоходовым маршрутам через Европу и Дальний Восток, и это доказывает одно: чтобы остаться в оружейном бизнесе, никаких лицензий и не требуется.
"Это едва ли не первый скандал за последние годы. Вроде бы начали затягивать гайки, однако никто не знает наверняка, что происходит (на рынке оружия) на самом деле", - заявил Стейнберг.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях