The Washington Post | 22 марта 2004 г.
В своей книге помощник осуждает реакцию Буша на 11 сентября
Бартон Гельман
Вечером 12 сентября 2001 года, говорится в недавно вышедших мемуарах, президент Буш в одиночестве расхаживал по штабу кризисных ситуаций Белого дома, раздавленный бедствиями предыдущего дня.
Увидев Ричарда Кларка, координатора борьбы с терроризмом, Буш пригласил его и небольшую группу помощников в темную комнату, обшитую деревянными панелями.
"Пересмотрите все, все, - сказал Буш, повествует Кларк. - Посмотрите, не Саддам ли это сделал".
"Но, господин президент, это "Аль-Каида", - ответил Кларк.
"Я знаю, но посмотрите, не причастен ли Саддам. Просто посмотрите. Я хочу знать все детали".
Для Кларка, который работал в Белом доме уже десятый год, этот день ознаменовал переход администрации Буша от невежества к глупости в войне с исламскими экстремистами. Его книга "Против всех врагов", которая сегодня появится в магазинах, и интервью, сопровождавшие ее выход, стали первым подробным повествованием непосредственного участника событий о войне администрации Буша.
Кларк, которого и друзья и враги считают ведущим представителем карьерных специалистов по национальной безопасности, более двух лет работал в Белом доме при Буше, занимал видные посты в администрациях Рональда Рейгана, Джорджа Буша-старшего и Билла Клинтона. Вчера исполнилось 13 месяцев со дня его отставки.
Высказывая несогласие по разным пунктам со всеми четырьмя президентами, Кларк приберегает для Буша самые сильные выражения. По его словам, президент "оказался неспособным предпринять какие-либо шаги по поводу "Аль-Каиды" до 11 сентября, несмотря на неоднократные предупреждения, а затем пожал политические плоды в результате очевидных, но недостаточных мер, предпринятых после терактов". Быстрое перенесение внимания на Саддама Хусейна, пишет Кларк, "привело к ненужной и дорогостоящей войне в Ираке, усилившей радикальное исламистское движение во всем мире".
В предисловии Кларк называет свою книгу "фактами, а не полемикой", а в одном из интервью он заявил, что в 2000 году был зарегистрирован как избиратель республиканцев. Но книга выходит во время избирательной кампании, в ходе которой Буш просит судить о нем как о президенте военного времени, и Кларк оказывается в числе его самых громогласных критиков. Выход книги совпадает также с намеченными на эту неделю выступлениями представителей администраций Клинтона и Буша, в том числе и Кларка, перед независимой комиссией по расследованию событий 11 сентября.
"Я уверен, что за многое подвергнусь критике, уверен, что на меня спустят собак, - заявил вчера Кларк в интервью программе канала CBS "60 минут". - Но мне кажется возмутительным то, что президент добивается переизбрания, поскольку он так замечательно борется с терроризмом".
В той же программе заместитель советника по национальной безопасности Стивен Хадли сказал: "Мы не можем найти подтверждений того, что этот разговор между Кларком и президентом вообще имел место". В интервью к этой статье два человека подтвердили то, что пишет Кларк. По их словам, при разговоре присутствовала советник по национальной безопасности Кондолиза Райс.
В статье, опубликованной в этом номере Washington Post, Райс пишет: "Было бы безответственно не задаваться вопросом о возможных связях, в том числе о причастности Ирака, страны, которая поддерживала терроризм и пыталась убить бывшего президента. После заключения советников о том, что нет доказательств причастности Ирака к событиям 11 сентября, президент 17 сентября заявил совету безопасности, что Ирак не стоит на повестке дня, и ответ США на 11 сентября должен быть направлен прежде всего против "Аль-Каиды" и "Талибана" в Афганистане".
Кларк пишет, что в первую неделю после прихода Буша к власти он просил о внеочередном заседании правительства, посвященном "Аль-Каиде". Ему отказывали в этом, равно как и в просьбе доложить президенту об угрозе, на протяжении почти восьми месяцев. Когда заместители министров обратились к этой проблеме в апреле, совещание, пишет Кларк, "не удалось".
Заместитель министра обороны Пол Вулфовиц, пишет Кларк, нахмурившись, спросил, "почему мы начинаем говорить об одном человек, бен Ладене". Когда Кларк ответил, что ни один враг, кроме "Аль-Каиды", "не представляет непосредственной и серьезно угрозы США", Вулфовиц возразил, что иракский терроризм "не менее" опасен. Представители ЦРУ и ФБР поддержали Кларка.
"Я с трудом мог поверить", пишет Кларк, что Вулфовиц проталкивает "полностью дискредитировавшую себя" теорию о том, что за взрывами Всемирного торгового центра 1993 года стоял Ирак, "теорию, которую изучали много лет и сочли неправдоподобной".
Вчера вечером Вулфовиц в телефонном интервью сослался на заявления директора ЦРУ Джорджа Тенета и госсекретаря Колина Пауэлла о том, что Ирак занимался обучением боевиков "Аль-Каиды" изготовлению взрывных устройств и фальшивых документов.
Как и Тенет, Кларк был наследием Клинтона, и поначалу сторонники Буша относились к нему скептически. Но Райс попросила его занять пост координатора борьбы против терроризма и уговаривала не уходить в феврале 2003 года.
В первые минуты после того, как захваченные самолеты нанесли удар по башням Всемирного торгового центра, Райс посадила Кларка на свое место в штабе кризисных ситуаций и уполномочила его принимать решения. На следующий день Кларк обнаружил, что внимание перенесено на Ирак.
Разногласия Кларка с Белым домом примечательны, поскольку силовой подход к проблемам национальной безопасности сделал его союзником многих ведущих советников Буша по вопросам борьбы с терроризмом и Ирака. В 1991 году, будучи помощником госсекретаря, Кларк работал с Вулфовицем и тогдашним министром обороны Чейни, которые руководили коалицией 32 стран, изгнавшей иракские войска из Кувейта. В споре о продолжении войны до полного уничтожения иракской республиканской гвардии Кларк был на стороне Вулфовица, высказывавшегося в пользу такого решения, против тогдашнего начальника штаба Колина Пауэлла.
Исходя из своего опыта, Кларк пишет, что те, кто называет Буша "глупым и ленивым богатым сынком", глубоко заблуждаются. Буш - "человек, ориентированный на результат, но он ищет простые решения".
"Любой лидер после событий 11 сентября объявил бы войну против терроризма, которая закончилась бы вторжением в Афганистан, гнездо "Аль-Каиды", - пишет Кларк. - Уникальным в реакции Джорджа Буша было решение о вторжении в Ирак, который не занимался террористической деятельностью, направленной против США". Поступив таким образом, он поссорился с союзниками, восстановил против себя потенциальных друзей в арабском и исламском мире и породил "больше террористов, чем мы застрелили или посадили", пишет Кларк.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях