The Times | 22 марта 2005 г.
Глава MI-6: американцы "подтасовали" повод для начала войны в Ираке
Ник Филдинг
Глава MI-6 в свое время указывал британскому премьер-министру Тони Блэру на то, что американцы "подтасовали" повод для начала войны против Ирака так, чтобы он соответствовал их политике. Об этом рассказывается в документальном фильме ВВС, показанном в воскресенье. Этот фильм вновь подольет масла в огонь отношений телекомпании с правительством.
Блэр последовал за США, отказавшись открыто озвучить сомнения в качестве разведданных, которые он запросил в поддержку начала войны в Ираке, утверждается в программе.
Сэр Ричард Диалав, глава MI-6, проинформировал Блэра и группу министров о намерении Америки продолжать двигаться в направлении войны за 9 месяцев до начала военных действий.
По возвращении с брифинга в Вашингтоне он сообщил британскому руководству, что война "неизбежна". Диалав утверждал, что администрация Джорджа Буша "подтасовывает" "факты и разведданные" под свою политику.
Обвинения в адрес Блэра всего за несколько недель до всеобщих выборов, вероятнее всего, возобновят противостояние между правительством и ВВС, которое достигло своего пика после смерти д-ра Дэвида Келли, бывшего военного инспектора. Оно привело к отставке Гэвина Дэвиса, председателя корпорации, и Грега Дайка, генерального директора ВВС.
Документальный фильм вскрывает, что Великобритания и Америка стремились выступить единым фронтом против Ирака несмотря на нехватку новых данных об оружии массового поражения Саддама Хусейна.
Создатели фильма ссылаются на докладную записку, направленную Питером Риккеттсом, директором политотдела британского МИДа, Джеку Стро, министру иностранных дел, в марте 2002 года.
"Нужно еще поработать над тем, чтобы цифры были точными и согласованными с США. Но даже лучший обзор иракских программ создания оружия массового поражения не вскрывает значительных продвижений в последние годы", - говорится в записке.
Блэр дал согласие поддержать планы США по смене режима в Ираке еще в апреле 2002 года. Фильм ссылается на Робина Кука, бывшего министра иностранных дел, который из-за иракского вопроса ушел в отставку с поста главы палаты общин, утверждая, что угроза применения оружия массового поражения не является истинной причиной начала войны.
"Премьер-министром двигало желание стать самым близким союзником Джорджа Буша и доказать администрации США, что Великобритания была и остается ее главным союзником. Его проблема заключается в том, что мотивом Джорджа Буша была смена режима, а не разоружение. Тони Блэр прекрасно знал, что делает. Его проблема заключается в том, что он не мог быть честным ни с британским народом, ни с депутатами-лейбористами, отсюда и упор на разоружение", - заявил Кук.
У разведывательных служб было не так много свидетельств, доказывающих, что Ирак представляет собой серьезную угрозу. На встрече с Диалавом в июле Стро выглядел по-прежнему сомневающимся. Однако Блэр продолжал говорить об иракской угрозе, чтобы оправдать свою политику поддержки Буша. MI-6 попросили собрать новую информацию посредством своей ограниченной иракской сети, чтобы подкрепить повод для начала войны.
Те немногие разведданные, которые удалось собрать, попали на рассмотрение Алистера Кемпбелла, пресс-секретаря Блэра, и Джона Скарлетта, официально возглавлявшего команду по составлению печально известного иракского досье.
Новые материалы пришли в основном от двух источников. Первый источник, новый и непроверенный, сообщал, что Ирак возобновил производство химических агентов. Второй, который ранее никогда не предоставлял деталей по программе оружия массового поражения, выступил с утверждением, что Ирак в состоянии привести свое ОМП в состояние боевой готовности за 45 минут.
Диалав проинформировал Блэра о первом источнике всего за несколько дней до представления досье в парламент. Глава MI-6 сообщил ему, что "дело находится в развитии и надежность источника пока не доказана". Тем не менее две недели спустя, 24 сентября 2002 года, Блэр сообщил парламентариям, что разведданные собирались на протяжении последних четырех лет, и эти сведения - обширные, детализированные и надежные.
Эти доказательства играли жизненно важную роль для сокращения парламентской оппозиции решению принять участие в военных действиях. Лишь много позже, после падения Саддама и медленного осознания, что у Ирака не было оружия массового поражения, стало известно, что данные, полученные от обоих агентов, были отвергнуты.
Однако самая насущная проблема Блэра - оправдание войны против Ирака - была решена. Он начал дипломатическое наступление с тем, чтобы заставить ООН проголосовать за войну.
Газета Panorama взяла интервью у Адольфо Синсера, мексиканского посла в ООН, который припомнил встречу с представителями MI-6 в то время, когда Великобритания пыталась заручиться поддержкой в СБ ООН для принятия второй резолюции по Ираку.
"Я спросил их: "Вы располагаете полными доказательствами существования неконвенционального оружия хотя бы в одном из тех мест, на которые вы ссылаетесь?" - вспоминает Синсер. - И офицеры MI-6 сказали мне: "Нет, таких доказательств у нас нет".
В программе ВВС сообщается, что лорд Голдсмит, генеральный прокурор, не был убежден в том, что вторжение будет законным без второй резолюции ООН. Лишь за два дня до начала войны Голдсмит заявил кабинету, что такая резолюция не является абсолютно необходимой. Это было после того, как Великобритания не смогла добиться ее принятия.
"Мы довели правовые дебаты до предельной точки, и тот факт, что у нас не было необходимых полномочий, создал опасный прецедент", - отмечает сэр Стефен Уолл, бывший советник британского правительства по делам Европы.
В фильме также рассказывается о том, что Блэр сознательно неверно представил взгляды Жака Ширака, французского президента, чтобы укрепить поддержку своих планов в парламенте. Когда Ширак заявил накануне войны, в марте 2003 года, что Франция наложит вето на вторую резолюцию ООН, Блэр ухватился за эти слова. Он заявил, что Ширак планирует наложить вето "на все, что угодно", и не указал, что Франция была фактически готова поддержать вторжение в случае получения доказательств, что Ирак препятствует усилиям инспекторов ООН.
Высокопоставленные гражданские служащие Великобритании были встревожены такими речами Блэра. Карн Росс, дипломат, ответственный за иракскую политику в британской миссии ООН с 1998 по 2002 год, сообщил ВВС, что он больше не может доверять Блэру: "Я боюсь, что правительство не сказало всей правды о предполагаемой угрозе со стороны Ирака, поэтому, на мой взгляд, это дешевая история".
Этот фильм непременно сочтут попыткой ВВС вновь заявить о независимости своей редакционной политики после того, как она подверглась критике в докладе Хаттона по расследованию смерти Келли. Разногласия ВВС с министрами были разожжены репортажем Эндрю Гиллигана, в котором утверждалось, что правительственное досье по иракскому оружию содержало сфабрикованные детали.
Позднее выяснилось, что источником информации был Келли, и он совершил самоубийство. В субботу, во вторую годовщину военного вторжения в Ирак, по улицам Лондона прошли тысячи митингующих - по разным данным, от 45 до 100 тыс. человек.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях