Статьи по дате

The Washington Post | 22 марта 2005 г.

Девушки за доллар для ООН

Эмили Вакс

Запуганные девочки-подростки из Конго, многих из которых насиловали ополченцы, продают секс миротворцам

В округе она известна как "девушка за доллар для ООН". Ночью она спит на тротуаре. Утром - танцующей походкой бродит по пыльным улицам, закрываясь от слепящего солнца видавшим виды зонтиком.

Иветту и ее подруг называют еще "кидого ушаратис", что на суахили означает "маленькие проститутки". Они слоняются у лагерей миротворцев ООН в надежде продать свое тело за кружку молока, бутылку газированной воды, а лучше всего - за доллар.

"Меня это не радует, но мне нужны доллары. Я не могу работать на ферме из-за ополченцев. Кто будет меня кормить?" - спрашивает 14-летняя Иветта.

Когда Иветте было 10 лет, ее изнасиловал ополченец, вспоминает она. Она много плакала и обратилась за советом в женскую организацию, где ей сказали, что она не сделала ничего плохого, но потеря девственности лишила ее ценности в качестве невесты. Она должна понимать, сказала женщина-консультант, что теперь ни один мужчина на ней не женится.

"Время от времени я этим занимаюсь. Куда деваться:" - сказала Иветта. Она и другие девочки согласились назвать только свои имена. "Иногда это происходит в машине ООН, иногда в лагере. Но они хотя бы платят. Я все равно никому не нужна. Я потеряла честь".

В истории Иветты нет ничего выдающегося. ООН расследует 150 случаев, когда 50 военнослужащих или гражданских сотрудников миссии в Конго занимались сексуальной эксплуатацией женщин и девочек, некоторым из которых было 12 лет.

Часто жертвами были девочки из бедных семей, занимающиеся тем, что конголезцы называют "сексом по обязанности" или "сексом ради выживания". В разрушенной войной стране отрыв от культурных традиций и крайняя нищета приводят сотни маленьких проституток к дверям казарм.

Аналогичные обвинения звучат в адрес миссий ООН в Сьерра-Леоне и Либерии, а также в Косово и Боснии.

ООН расследует также сообщения об изнасилованиях в Конго, включая случай, когда у французского сотрудника службы тыла обнаружились сотни видеокассет, на которых он пытал или сексуально использовал обнаженных девочек. На прошлой неделе представители ООН объявили, что они уволили одного сотрудника и отстранили от работы еще шестерых из 17 гражданских служащих, подозреваемых в злоупотреблениях в Конго.

В воскресенье генеральный секретарь Кофи Аннан обнародовал новые правила, которые частично отражают сообщения о сексуальных злоупотреблениях со стороны сотрудников ООН.

Но проблема торговли сексом широко распространена. Скандал, связанный с ООН, отражает более серьезную проблему в странах, где царит беззаконие, где девочки, ранее ставшие жертвами сексуальных нападений боевиков, продают свое тело за деньги или за еду.

Кроме того, в Конго сексуальное насилие со стороны ополченцев в период гражданской войны 1997-2003 годов породило кризис во многих семьях, где чтят прочный брак и соблюдают сексуальные обычаи.

Во многих сельских районах Африки девственность имеет высокую ценность, выраженную в деньгах. Если выясняется, что будущая невеста не девственница, она не может рассчитывать на традиционную стоимость невесты. Даже если она потеряла девственность в результате изнасилования, семья не может требовать за нее деньги, и девушка считается не пригодной для брака.

Торговля сексуальными услугами, которой занимаются девушки и женщины, потерявшие возможность получить плату за брак, стала в регионе обычным явлением.

"Есть случаи изнасилования со стороны сотрудников ООН. Но гораздо чаще это секс по обязанности. Во время войны деньги есть только у солдат, - заявила Петронила Вавека, администратор района Итури. - У этих девушек нет способов заработать на жизнь. Такова реальность, и в некоторых случаях их толкают на это родители".

Вавека сказала, что думает о создании ассоциации ооновских жертв - для девушек, родивших детей, а также заразившихся венерическими заболеваниями или ВИЧ/СПИДом. Представители ООН озабочены тем, что девушки будут сочинять истории и требовать денег. Но пока мало кто рассказывает о случившемся, боясь всеобщего презрения.

"Мы попробуем ввести компенсации, - сказала Вавека. - Но можно ли компенсировать душевную травму?"

"Унизительная бедность"

Пять лет назад в Конго прибыло более 10 тыс. миротворцев ООН, чтобы положить конец войне между шестью государствами, унесшей более 3 млн жизней. Военнослужащие из Марокко, Южной Африки, Индии, Непала и Бангладеш разбили лагеря, казавшиеся конголезцам роскошными. Там были сверкающие машины, разделенные на комнаты палатки, спутниковые антенны, кухни и ванные с электричеством, водопровод. Эти удовольствия редко встречаются в нищей стране.

Девушкам, живущим в убогих лагерях или брошенных зданиях, миротворцы казались богатыми мужчинами, с которыми им хотелось познакомиться.

После официального окончания войны в 2003 году для жизни в Конго характерны насилие и нестабильность, особенно в Итури, где продолжаются бои между семью группировками. В столице региона, городе Бунья, люди хватаются за любую возможность выжить. Осиротевшие мальчики ночуют в канавах. Студент-медик продает сушеное мясо, чтобы платить за обучение. Девочки и женщины умоляют иностранцев дать им любую работу, за несколько монет они готовы стирать, чистить обувь, носить воду или оказывать сексуальные услуги.

"Злоупотребления часто происходят из-за несправедливых отношений. Бедность здесь унизительна, и вдруг появляются люди с экономическими рычагами. Если мы не выработаем специальную политику, это будет продолжаться", - заявил Кемаль Сайки, пресс-секретарь миссии ООН, приехавший в Бунью из столицы Конго Киншасы.

Но даже после того как ООН ввела для своих военнослужащих комендантский час и потребовала прекратить братание с местным населением, девушки продолжают виться вокруг лагерей.

17-летняя Шанталь угрюмо стояла у марокканского лагеря, держа лоток с бананами. Она торговала вразнос фруктами, а заодно и своим телом. Ее высокие каблуки увязли в пыли, юбка прилипла к худым ногам.

"Это лучшие работодатели в городе, - пожимает она плечами. - Говорят, что это плохо. Но почему нам не дают работу? Кто будет меня кормить?"

В тот же день марокканские солдаты в лагере заявили, что с незаконным поведением покончено. Недавно были уволены два командира подразделений, а шестерых солдат отправили на родину, где они подвергнутся судебному преследованию, так как обвинения против них оказались справедливыми.

Отношения между небольшой группой солдат, покупающих секс, и большей частью военнослужащих, которые этим не занимаются, напряженные, отметили миротворцы.

"Я вижу, какая здесь бедность, и, наверное, кто-то этим пользуется, - заявил 23-летний лейтенант Шараф Арсалане. - Но я чувствую, что и меня это затрагивает. Мы здесь работаем, а несколько человек портят нашу репутацию. Это должно прекратиться, надо просто отворачиваться от некоторых девушек".

Но Шанталь и Иветта заявили, что, когда у них кончатся продукты, они опять пойдут в лагеря ООН.

В сельских районах Конго много фермеров, но они не могут обрабатывать свои поля, поскольку по округе рыщут ополченцы. В результате запасы продовольствия истощились. Гуманитарная организация "Врачи без границ" установила, что воды и продовольствия, поступающих от международных организаций, недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

Но страдания конголезцев не занимают надлежащего места в списке приоритетов. По данным Международного комитета спасения, в прошлом году на гуманитарную помощь Конго было потрачено 188 млн долларов, это чуть больше 3 долларов на человека. В Судане этот показатель в прошлом году составил 89 долларов, а в Ираке - 138 долларов.

"Отвратительно то, что многие девушки занялись сексом по обязанности в 2003 году, главным образом - с солдатами ООН, потому что у них были деньги", - заявил Антуан Тамбве, педиатр, работающий в больнице Красного Креста.

Многие девушки говорили Тамбве, что "сожалеют о том, что сделали, но они были очень голодны". "Иногда с одной девушкой в одну и ту же ночь занималось сексом много миротворцев, и от каждого она получала один доллар. Это не изнасилование, но близко к тому, так как речь идет об эксплуатации детей. Увы, это правда", - сказал он.

"Другого выбора нет"

Однажды вечером Иветта и ее подруга, 16-летняя Франсина, сидели на веранде брошенного здания компании. Они болтали ногами, хихикали, пели песни и казались обычными девчонками. Но когда они перестали петь, на лице Франсины проступила тревога.

Она выглядит моложе своих лет, у нее робкий голос. Когда она спит, ей снится один и тот же кошмар. Во сне ее насилуют, а потом она оказывается на кладбище, где похоронен ее дядя.

"Я просто стою там, - сказала Франсина. - Не знаю, почему".

Ее отец погиб во время войны, и ей пришлось уйти из школы после четвертого класса. После этого дядя был ее защитником. Однажды днем, в 2003 году, она пошла в поля в поисках еды, и ее изнасиловал ополченец. Ей тоже сказали, что брак для нее стал невозможен, но дядя все равно был добр к ней.

Потом дядю убили, и начались ее кошмары. Многие семьи покинули регион, в неразберихе потерялась мать Франсины. Через какое-то время она перебралась в Бунью, так как слышала, что город охраняют войска ООН и жить там безопасно. Сначала она собирала корни кассавы и пыталась продавать их, но зарабатывала очень мало.

Тем временем она подружилась с Иветтой, мать которой болела тифом, а в доме кончились продукты. Иветта рассказала ей о другом способе заработка, и она начала заниматься сексом с миротворцами.

"Другого выбора не было", - сказала Франсина, а Иветта натужно засмеялась.

Недавно договорилась об оплате и пришла в марокканский лагерь. Она занималась сексом с одним мужчиной, но ситуация вышла из-под контроля. Еще пятеро выстроились в очередь и овладели ею силой.

"Это ужасно. Я не хочу проходить через это снова", - сказала Франсина.

После этого случая Иветта и Франсина пошли в гуманитарную организацию, которая работает с жертвами сексуального насилия, но там они не рассказали всей истории.

"Я боялась неприятностей и рассказала только об ополченцах. Мы ничего не говорили по поводу ООН", - сказала Иветта.

Психотерапия им немного помогла. Девочкам понравилось быть среди людей, они выучили песню, в которой находят утешение. Герой песни просит свою долю наследства и получает ее. Он едет за границу, заводит роман с девушкой и тратит все деньги. Потом он возвращается домой, где его встречает отец.

"Пожалуйста, папа, - поют Иветта и Франсина, - прости меня. Я видел бедность и потерял честь. Прошу тебя, прими меня в дом".

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru