Le Monde | 22 марта 2006 г.
Как использовать диктатора
Даниэль Верне
Расположенная в западной части бывшего СССР, Белоруссия резко выделяется на фоне своих соседей. Наряду с Россией она - последняя из республик, не прошедшая через посткоммунистическую революцию. Переизбрание на новый срок президента Александра Лукашенко, получившего в поддержку 82,6% голосов, ничего в ней не меняет, даже наоборот. Между тем эта страна когда-то шла в авангарде развала Советского Союза.
В 1991 году именно на лесной даче под Минском президенты России, Белоруссии и Украины - Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук - подписали договор о создании Содружества Независимых Государств, положивший конец коммунистическому режиму. Через три года Лукашенко, выступивший с программой борьбы с коррупцией, был избран президентом. С тех пор он продолжает укреплять свою власть, превращая страну в заповедник советизма и лабораторию идей для нового авторитаризма.
Его отношения с великим русским соседом не всегда были безоблачными, но ценность Белоруссии, управляемой железной рукой Лукашенко, возросла на фоне успеха "цветных революций" - в Грузии, а особенно на Украине. На первом этапе Москва пыталась перетянуть на свою орбиту эту бывшую советскую республику, которая, будучи оккупирована сначала царями, затем польскими королями, а потом - литовскими великими князьями, не познала самостоятельного национального существования.
Уже около 10 лет ведутся разговоры о союзе между Россией и Белоруссией, создать который, однако, никак не удается. Лукашенко выступал за него, когда рассчитывал встать во главе нового славянского альянса, но стал утрачивать энтузиазм, увидев, что рискует превратиться в заурядного губернатора российской провинции. Со своей стороны, Кремль был не прочь сделать Белоруссию 90-м субъектом Российской Федерации, хотя не жаждал солидаризоваться с маленьким деспотом, отвергаемым западными странами. Владимир Путин колебался в отношении к переизбранию на третий срок Лукашенко, которого он к тому же упрекал в нежелании проводить экономические реформы и антизападной риторике.
Но это было до "оранжевой революции" в Киеве. Сейчас Белоруссия - это последний элемент буферной зоны, которой Россия хочет отгородиться от Европейского союза и НАТО. "Путину не нравится Лукашенко, но революция ему нравится еще меньше", - говорит белорусский оппозиционер Анатолий Лебедько, слова которого приводит газета The Economist.
Белоруссия тесно связана с Россией своей историей, своей культурой, своей экономикой. Она является вторым после Германии торговым партнером Москвы. Промышленность, остающаяся в руках государства, производит товары, которые трудно продать на западном рынке, но которые приспособлены к условиям постсоветского рынка. Часть российского газа, предназначенного для Европы, идет транзитом через Белоруссию, которая получает нефть по льготному тарифу, а нефтепродукты перепродает по ценам мирового рынка. Российский "Газпром" пытается полностью взять под контроль "Белтрансгаз" - компанию, в ведении которой находятся белорусские газопроводы. Эта зависимость имеет и свою оборотную сторону.
В прошлом Путин без колебаний использовал энергетические поставки как рычаг давления на Лукашенко, но сейчас он считает выгодным для себя существование независимой Белоруссии. Она может быть инструментом в российской стратегии завоевания "ближнего зарубежья". Она составляет часть российской системы безопасности и служит арсеналом для великого соседа.
Белоруссию обвиняли в продаже оружия странам, подвергавшимся международным санкциями - иногда в интересах Москвы, которая не осмеливалась делать это открыто. Опровержение российского министра обороны Сергея Иванова убедило далеко не всех. Во всяком случае, Россия угрожала вновь развернуть ядерное оружие в Белоруссии, если НАТО сделает это в Польше.
Для Владимира Путина, который все-таки пока заботится о своей репутации на Западе, Лукашенко остается неудобным, но полезным диктатором.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях