Tagesspiegel | 22 марта 2006 г.
Вынужденные действия
Юлиане Шойбле
После сомнительных президентских выборов в Белоруссии политики из ХДС/ХСС и СДПГ требуют введения санкций в отношении правительства в Минске. Каких последствий можно ожидать от подобных мер?
Белорусская оппозиция настаивает, что воскресные выборы не были ни свободными, ни честными. Аналогичного мнения придерживаются международные наблюдатели: явка в 92% и отданные за президента Александра Лукашенко 82,6% голосов - для многих эти цифры не являются свидетельством демократических отношений. Проигравший оппозиционный кандидат Александр Милинкевич путем непрерывных массовых протестов хочет заставить власть провести новые выборы, а США и ЕС грозят Белоруссии санкциями.
Понятие "санкции" международным правом однозначно не определено, однако в основном под этим словом понимаются принудительные меры, которые могут быть приняты международными организациями в ответ на серьезные правонарушения. При этом следует различать военные и невоенные санкции. С экономическими санкциями в прошлом часто возникали проблемы, так как они нередко ударяли по невиновным - по гражданскому населению. Например, тотальное эмбарго в торговле с Ираком, установленное Советом Безопасности ООН, возможно, явилось причиной смерти сотен тысяч людей, причем видимого эффекта не возымело: Саддам Хусейн не ушел с поста добровольно и не был свергнут народом. "С другой стороны, Южная Африка является примером действенности санкций", - говорит Йоахим Краузе, директор Кильского института политики безопасности. В течение 40 лет мировая общественность бойкотировала режим апартеида, что в конце концов привело к успеху.
Однако в том, что касается Белоруссии, эксперт по Восточной Европе Райнер Линднер настроен скептически: экономические санкции, считает он, вряд ли возможны. "У ЕС имеются очень ограниченные возможности, прежде всего, ввиду зависимости Белоруссии от соседней России",- указывает эксперт из Фонда науки и политики (SWP). Существенную часть своей потребности в газе и нефти Европа удовлетворяет за счет поставок из России. "При этом три четверти импортируемых в Германию энергоносителей проходит через белорусские трубопроводы", - говорит Линдер. Меры против Лукашенко могут быть приняты только совместно с Москвой. Однако российский коллега Владимир Путин только что поздравил его с победой на выборах. "До тех пор пока Лукашенко находится под защитой Путина, добиться чего-либо очень трудно", - полагает Краузе.
Поэтому в настоящий момент единственно возможными мерами, которые обсуждает международная общественность, являются запрет на въезд в Европу для политической элиты и целенаправленные финансовые санкции, например, замораживание зарубежных активов представителей авторитарного минского режима. Такие выборочные санкции должны коснуться истинных виновников и не затрагивать невиновных. Недостаток данных инструментов заключается в том, что это по большей части символические меры. "Многое зависит от того, что ожидается от санкций. Кто ждет, что диктатор, подобный Лукашенко, уйдет прямо завтра, тот будет разочарован", - говорит Краузе. Но в перспективе они могут сильно осложнить жизнь деспоту.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях