The Christian Science Monitor | 22 мая 2000 г.
Новая империя Москвы?
Редакция
Как в 20 веке Советский Союз, так и в 19 веке Российская империя не были созданы слабым центральным правительством.
Вот почему заслуживают внимание недавние шаги нового президента России Владимира Путина, направленные на усиление влияния Москвы как на бывшие советские республики, так и на многочисленные территориальные образования в самой Российской Федерации.
Путин - бывший советский шпион - отправился в поездку по двум среднеазиатским государствам, где подписал важные соглашения.
В Туркмении Путин попытался добиться большого объема поставок природного газа, что может привести к сокращению поставок туркменского газа на Запад. В Узбекистане он пообещал оказать помощь в борьбе с исламскими повстанцами и провозгласил Узбекистан своим союзником, заявив, что любая угроза Узбекистану будет считаться угрозой России. Это еще один шаг - наряду с наличием 25 000 военнослужащих в соседнем Таджикистане - намекающий на создание империи.
Подобные шаги могут рассматриваться и как попытка противостоять исламскому радикализму и восстановить российскую экономику. Однако на прошлой неделе Путин подписал также указ об усилении влияния Москвы на субъекты Российской Федерации путем раздела страны на семь новых административных округов.
Он планирует также уменьшить представительство региональных лидеров в верхней палате парламента и, возможно, предоставить себе право отстранять их от должности.
Многие россияне приветствуют намерение Путина приструнить непокорные регионы. Законодательство по меньшей мере 30 из них противоречит Конституции.
Другие видят в этих шагах свидетельство врожденного российского стремления к диктаторской власти Кремля. Использованная в Чечне политика кнута подкрепляет эти подозрения.
Возможно, влиятельные региональные лидеры, к примеру президенты Татарстана и Башкортостана, попытаются переждать первоначальную активность главы исполнительной власти, надеясь, что все вновь завязнет в бюрократическом болоте.
Если предположить, что Путин использует новые полномочия для осуществления столь необходимых реформ, касающихся частной собственности и правовой системы, котрая позволит вести борьбу с олигархами, то он, вероятно, заслуживает поддержки.
Однако Путин любит говорить о "диктатуре закона". Это шаг вперед по отношению к "диктатуре пролетариата", но его все еще можно определить, как недемократическую центральную власть. В такой большой и разноплановой стране, как Россия (в этом смысле она не отличается от Америки), власть закона может основываться на реальном балансе власти между центром и регионами, а также на действующей демократии.
Подобные шаги Путина показывают, что Россия пока окончательно не сделала выбор: восстанавливать ли старую империю или по-настоящему взяться за осуществление реформ в стране.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях