Libération | 22 мая 2000 г.
Путин назначает своих подручных
Вероник Суле
Чтобы "держать" регионы, российский президент назначает бывших сотрудников КГБ и военных.
С ельцинским беспорядком покончено. Владимир Путин взялся за дело. По-своему - как бывший офицер КГБ, для которого государство - большая бездушная административная машина. Она должна все контролировать. А ее основными механизмами являются "силовые структуры" (армия, полиция). Российский президент, официально вступивший в должность 7 мая, не идеолог. В отличие от Бориса Ельцина, он не возглавил крестовый поход против коммунистов и не выставляет себя гарантом демократии. Путин - прагматик. Он прекрасно осознает, что изменения необратимы. Он даже регулярно выступает в защиту рыночной экономики или свободы прессы.
Его проблема заключается в отсутствии видения. Его выступления остаются туманными, и в большинстве случаев посвящены "возрождению" России. В них вряд ли можно услышать проникновенные реформаторские акценты, скорее можно говорить о ностальгических нотках. Его единственный проект можно назвать бюрократическим: реформировать государство с тем, чтобы сделать его более функциональным и эффективным. Чтобы изменить страну.
Его последние инициативы показательны. 13 мая президент издал указ о создании семи "суперрегионов", объединяющих 89 "субъектов" федерации (республики, края...). Цель: восстановить контроль над регионами, которые становились все более и более независимыми. В тот же четверг президент назначил семерых "супергубернаторов", которые будут обеспечивать выполнение приказов Москвы в регионах. Никто из них, кроме "либерала" Сергея Кириенко, не обладает опытом в политике. Однако, пятеро из них - представители "силовых структур". Виктор Черкесов, например, бывший руководитель ФСБ Санкт-Петербурга, родного города Путина, предмет особой ненависти защитников прав человека в "северной столице". Другой назначенец - генерал Виктор Казанцев. Яростный сторонник "ликвидации" чеченских "бандитов", он был одним из представителей военного руководства в период двух войн в Чечне (нынешней и первой (1994-1996).
Речь идет о типично путинских кандидатурах. Путин ждет от своих людей не столько идей, сколько лояльности. А где, как не среди своих бывших коллег по ФСБ Санкт-Петербурга или среди военных, хорошо послуживших ему в Чечне, он найдет больше лояльности? Некоторые выдвигают другую гипотезу: Путин, не сделавший политической карьеры, испытывает недостаток в опытных и преданных кадрах.
Необходимость административной реформы не вызывает сомнения. Проблема заключается в форме. "Нет никакой настоящей реформы, - поясняет политолог Борис Кагарлицкий. - У Путина нет ни стратегии, ни плана. Он не знает, что делать. Он занимается бюрократической деятельностью. Он создает новые структуры, которые он доверяет своим некомпетентным людям. Эти структуры пополнят уже существующие плохо функционирующие системы. Существует опасность появления обратного результата: страна станет еще менее управляемой".
Если послушать выступления президента, становится очевидной его идея "укрепления государства". Прессе приходится даже подыскивать синонимы, чтобы избежать повторений: "консолидация", "цементирование"... В понимании бывшего офицера КГБ - в это понятие входит и нейтрализация "врагов" государства. Как еще можно интерпретировать невероятный рейд, осуществленный недавно сотнями сотрудников специальных сил против наиболее могущественной независимой информационной группы "Медиа-Мост".
Средства информации "Моста", такие как НТВ, тем не менее, далеки от практики агрессивной оппозиции. Что касается Чечни, НТВ позволяет себе сомневаться в достоверности данных о потерях российских войск, но никогда не ставит под сомнение обоснованность проведения этой операции. "Наказание" заставляет задуматься над тем, кого президент считает "противником".
Из происшедшего можно извлечь два урока. Первый. При Путине, свобода прессы может оказаться под угрозой; уже создана атмосфера запугивания. Второй. Путин, которого все еще окружает старая ельцинская гвардия, не настолько независимый президент, каким бы он хотел казаться. Рейд против "Медиа-Мост" вписывается в рамки сведения счетов между "олигархами" - в данном случае между владельцем компании Владимиром Гусинским и занимающим пропутинскую позицию Борисом Березовским, выходцем из ельцинской семьи.
Первые недели правления не принесли сюрпризов. Увязший в чеченском конфликте, Путин ищет успеха в других областях. Для этого он использует уже не новый рецепт смешения экономического либерализма и полицейского государства. "Вырисовываются очертания модели а-ля Пиночет, но русской модели, а значит - не работающей", - предрекает политолог Кагарлицкий.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях