The Christian Science Monitor | 22 мая 2002 г.
Поздравляем, вы выиграли работу
Джошуа Гудмэн
В настоящее время наибольшей популярностью в Аргентине пользуются не обычные телевизионные игры, победители которых становятся миллионерами или отправляются в отпуск на Карибские острова. Жители находящейся в глубоком экономическом кризисе страны мечтают куда более прозаичных вещах ? они мечтают получить работу.
Каждый вечер в семь часов аргентинцы рассаживаются перед экранами телевизоров, чтобы посмотреть программу "Человеческие ресурсы".
В обмен на бесплатную рекламу потенциальные работодатели - как правило мелкие компании - дают телезрителям право подбирать для них сотрудников. Зрители выбирают одного из двух высококвалифицированных, прошедших предварительный отбор конкурсантов.
В отличие от обычного отдела кадров, который принимает на работу того, кто более профессионален, в данном случае как правило побеждает тот, кому удается выжать больше слез. О кандидатах снимают небольшие сюжеты, о них рассказывают друзья и родственники.
Как правило шансы совершенно равны, как, например, в одной из последних программ, где соревновались друг с другом два молодых отца, больше года сидящие без работы.
"Это - самый счастливый день в моей жизни, - сказал двадцатитрехлетний Хосе Мария Муноз, набравший 53% голосов и получивший гран-при - право заниматься копировальными работами в местном ларьке. - Наконец-то, я обрету чувство достоинства, которое приносит постоянная работа".
Победитель каждой программы заключает контракт на один год со всеми льготами - это большая редкость в стране, где больше половины рынка труда существует вне бухгалтерских книг. Проигравший получает бесплатную шестимесячную страховку для себя и своей семьи.
Уровень безработицы в Аргентине достиг 23%. Многие считают, что их ожидают еще более тяжелые времена. "Человеческие ресурсы" - скромная попытка найти что-то хорошее в сложной ситуации.
"Цель программы - показать жизнь реальных людей за безликими статистическими данными, которые большинству очень сложно понять", - объясняет ведущий, ветеран журналистского цеха Нестор Ибарра.
Эффектные штуки
Несмотря на достойную цель "Человеческие ресурсы" - типичная телеигра со всеми стандартными эффектами и приемами. Обычное собеседование при приеме на работу в Аргентине проходит быстро и, как правило, заканчивается отказом, но в "Ресурсах" процесс отбора гораздо утомительнее. Претенденты не только участвуют в различных конкурсах - им также приходится в ходе откровенных интервью рассказывать интимные подробности о своей личной жизни. Самые слезливые моменты несколько раз обыгрываются с помощью спец-эффектов.
Кроме того, кандидаты должны попробовать себя на потенциальном месте работы. Скрытые камеры отслеживают их способность справляться со сложными ситуациями "реальной жизни" - например, разговаривать с навязчивым клиентом, который хочет расплатиться фальшивыми песо.
Жесткий подход передачи вызвал многочисленные отклики. "Они сделали из безработицы мыльную оперу, - говорит социолог Сильвия Уолджер, работающая в Буэнос-Айресе. - Мелодрама жизни этих людей настолько трагична и трогательна, что отвернуться просто невозможно".
Чем глубже погружается в кризис страна, тем популярнее становится передача. Первый выпуск состоялся 15 апреля. Рейтинг этого шоу, транслирующегося в будние дни с семи до восьми вечера, в два раза выше рейтинга мыльных опер, которые как правило идут в это же время.
При этом призы не всегда оправдывают ожидания.
Леонардо Петинари и Фабиан Лопез - механики имеющие профессиональное образование и опыт - два года сидели без работы, их семьи голодали. Оба приняли участие в "Человеческих ресурсах" и выиграли себе работу в автобусной компании Буэнос-Айреса Cooperativa TAC.
Но все оказалось далеко не так просто, как они могли предполагать.
Лопез и Петинари прославились. Победа принесла им удовлетворение. Однако они говорят, что новое рабочее место - это совершенно не то, о чем они мечтали.
Месяц назад они вышли на работу. Зарплаты обоим уже сократили на треть, до 450 песо в месяц. Это было вполне прилично в те времена, когда песо был привязан к доллару в пропорции один к одному, но после тяжелой январской девальвации 450 песо - это всего 128 долларов. Продолжительность рабочей недели - семь дней.
"Я говорил, что готов на что угодно, чтобы получить работу. Готов даже распороть себе живот перед телекамерами, - говорит Петинари. - Но если бы я знал, какая работа мне достанется, я бы вряд ли решился принять участие в этом безжалостном, эмоционально опустошающем процессе".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях