Bloomberg | 22 мая 2015 г.
Путинский канал: кремлевское телевидение опережает ЕС, стремясь достучаться до русскоязычных жителей Европы
Леонид Рагозин
Русский язык занимает седьмое место по распространенности в Евросоюзе, а также является lingua franca в бывших советских республиках, которые граничат с ЕС на востоке, отмечает обозреватель Bloomberg Леонид Рагозин. Европейцы предпочитали игнорировать этот факт до прошлого года, считает автор.
"Когда крымчане приветствовали аннексию, стало ясно, что за все годы, прошедшие после краха коммунистического блока, ЕС почти ничего не сделал, чтобы завоевать сердца и умы этих европейцев", - продолжает автор. В результате они оказались уязвимы к кремлевской телепропаганде.
В Латвии, Литве и Эстонии вещание из Москвы - главный канал информации для русскоязычных жителей, поскольку солидных альтернативных источников на русском языке нет.
Латвийская общественная телекомпания LTV показывает всего 16 часов русскоязычных передач в неделю. В конкуренции легко побеждает канал РБК, "дочка" российского Первого канала. "Он перемежает программы, произведенные в Москве, местными новостями и дружественными к Кремлю комментариями на местные темы", - говорится в статье.
Советник министра иностранных дел Латвии Виктор Макаров замечает: отношение русскоязычных жителей Латвии к войне на Украине намного богаче нюансами, чем отношение россиян, но тот факт, что у кремлевской пропаганды нет альтернативы, берет свое. Люди "либо начинают недоверчиво относиться ко всем, либо склоняются к вере в то, что комфортнее для них как для русских: дескать Россия выступает на стороне добра", - заявил Макаров.
Когда война охватила восток Украины, еврочиновники осознали: Кремль практически ведет информационную войну с соседями и Западом.
Многие, в том числе министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, высказались за создание полноценного русскоязычного телеканала. В январе группа стран ЕС поручила European Endowment for Democracy подготовить предложения, и предварительный проект был представлен во вторник в Риге, сообщает Рагозин.
"Эксперты предложили сосредоточиться не на амбициозных одноплатформенных проектах, а на помощи уже существующим каналам и медийным стартапам региона. Есть идея создать "фабрику контента" и выпускать различные медийные продукты для распространения через "точки" в разных странах. Советуют создать "хаб" обмена новостями, учебный центр, а для финансирования всего вышеперечисленного - "фонд-корзину с множеством доноров", - говорится в статье.
Между тем, по мнению автора, шок от войны на Украине уже прошел, и в Европе, возможно, перестанут увлекаться проектами русскоязычных медиа.
В Латвии проект местного русскоязычного телеканала застопорился: его одновременно раскритиковали и пророссийские силы, и латвийские националисты.
Правда, в Эстонии осенью заработает первый общественный канал на русском языке. На Украине - бум русскоязычных СМИ, но не хватает ресурсов на расширение их охвата и повышение профессионализма, пишет Рагозин. Вдобавок "конфликт побуждает многих украинцев скорее вести информационную войну, чем создавать свободные, мыслящие СМИ", признает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях