La Tribune | 22 ноября 1999 г.
Камдессю: мой преемник не будет европейцем
Бланка Ример
Газета публикует интервью Мишеля Камдессю.
Директор-распорядитель МВФ полагает, что окончание азиатского кризиса и благоприятная конъюнктура позволяют ему покинуть свой пост в подходящий момент. По его мнению, Россия должна найти свой путь реформ после выборов.
- Вы покидаете МВФ по "личным причинам". Это проявление некоторой усталости после 13 лет правления? Или скорее чувство того, что задачи, которые вы ставили перед собой, выполнены? - спрашивает журналист.
- Я уже давно решил не ограничивать себя выполнением одних и тех же функций в течение 15 лет и всегда считал, что руководство теми или иными институтами должно обновляться с разумной периодичностью. В ходе Генеральной сессии нашей организации в сентябре текущего года представителями всех 182 стран-участниц было отмечено, что азиатский кризис позади. Они выразили согласие с нашими предложениями по сокращению долга и определению борьбы с бедностью в качестве центральной стратегической задачи Фонда. Поскольку конъюнктура мировых рынков в ближайшие месяцы обещает быть благоприятной, этим стоило воспользоваться, чтобы дать моему преемнику спокойно принять бразды правления. Решение об уходе со своего поста я принял в начале октября и менять его не собираюсь, несмотря на предложения остаться в должности директора-распорядителя МВФ еще год-другой, - заявляет Камдессю.
- Некоторые упрекают вас, что в отличие от руководства Всемирного банка вы уделяли недостаточное внимание вопросам реформирования системы функционирования вашей организации.
- Речь идет о различных стратегиях адаптации. В Валютном фонде адаптация проводится в текущем режиме, тогда как во Всемирном банке за последние 12 лет было проведено три крупных реорганизации; при этом я полагаю, что в организационном плане как МВФ, так и МБРР в состоянии принять вызов следующего века.
Далее в своих вопросах корреспондент касается российских проблем.
- Почему результаты семилетних реформ в России столь незначительны?
- Когда мы занялись российскими проблемами, мы не питали никаких иллюзий и прежде всего той, что весь комплекс проблем можно разрешить за несколько месяцев или за 500 дней. Россия была страной без какого-либо опыта в рыночной экономике, при этом вместе с демонтажем коммунизма демонтированным оказалось и государство. Пришлось бороться и с гиперинфляцией порядка 6000%. Несколько прояснить политический горизонт должны предстоящие выборы. Продвижение по пути реформ и интеграция в мировую экономику должны получить новый импульс, - полагает Камдессю.
- Считаете ли вы, что более политизированный Временный комитет будет стремиться к изменению отношения ВФ к России?
- Я так не думаю. Хочу вам напомнить, что все наши решения по отношению к России принимались единогласно всеми 24 директорами. Трансформация Временного комитета нацелена прежде всего на решение проблемы "политической ответственности" международных институтов, зачастую рссматриваемых в качестве технократических учреждений, не несущих никакой ответственности. Преобразования должны обеспечить тесную связь между этими институтами и легитимными представителями мирового сообщества.
- Что вы можете сказать о докладе Прайс-Уотерхаус и Куперс по поводу действий Центрального банка России?
- Нами уже получено три доклада Прайс-Уотерхаус (они также опубликованы). В ближайшее время мы ожидаем получения четвертого доклада.
- Ваш преемник будет по неписаной традиции, как и вы, европейцем?
- Это действительно традиция, но не из тех, которые нельзя нарушать. Единственное, что, на мой взгляд, имеет значение - это выбор международным сообществом наилучшего кандидата.
- Примете ли вы одно из многочисленных предложений занять пост в одном из крупных частных международных институтов?
- Особого желания я не испытываю. В ближайшие месяцы намерен реализовать свое право на жизнь, свободу и поиск счастья.
- Какие переговоры были наиболее сложными в течение 13 лет вашего руководства МВФ?
- По-моему, переговоры, предшествовавшие девальвации франка КФА, которая неизбежно приводила к резким изменениям по сравнению с прежней ситуацией и требовала проведения переговоров в условиях полной секретности. Успех переговоров в решающей мере был предопределен ответственным подходом французских руководителей к оценке экономической ситуации в странах КФА.
- Оказывается ли на директора-распорядителя МВФ существенное политическое давление со стороны акционеров?
- Политическое давление оказывается ежедневно и отовсюду. Для успешного противостояния такому давлению управляющий МВФ анатомически должен быть в идеале глубоководной рыбой. Вместе с тем глубоководные рыбы, поднимаясь на поверхность, взрываются. Надеюсь, что меня не ждет такая участь.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях