Neue Zürcher Zeitung | 22 ноября 2000 г.
Белорусская экономика продолжает чахнуть
Р. Аккерман
?Рыночная экономика? - это слово является главным раздражителем для президента Лукашенко. Недавно, когда по Европе прокатилась волна протестов против возросших цен на топливо, белорусский президент язвительно заметил: от кризиса пострадала не Белоруссия, а богатая и сытая Европа, для которой пришло ответить за свою приверженность рыночной экономике. Через несколько дней на конгрессе в Минске Лукашенко уже говорил, что в условиях глобализации и Белоруссия тоже должна пойти по пути рыночных преобразований. Наличие некоторого противоречия белорусского президента, кажется, абсолютно не смутило: он, вероятно, прекрасно знает, что за словами не обязательно должны следовать дела.
Один шаг к рыночной экономике Белоруссия все же сделала. В середине сентября, наконец, было принято решение унифицировать обменные курсы белорусского рубля по отношению к американскому доллару, различия между которыми могли достигать 200%. Вместе с этим были отменены ограничения, существовавшие на валютном рынке. Таким образом, было выполнено одно из важнейших условий, которые требовали МВФ и Мировой банк для возобновления переговоров о предоставлении финансовой помощи. По словам Кулика, представителя Мирового банка в Минске, еще какое-то время будет проверяться, действительно ли ограничения на валютном рынке сняты, и сохранится ли такая ситуация в долгосрочной перспективе. Если это действительно так, - заявил Кулик, - то ничто не помешает выделению кредитов, которые, однако, будут предоставляться в ограниченном объеме в связи с неизменностью экономической политики белорусского правительства в социальной сфере, здравоохранении и природоохранной деятельности.
МВФ, несмотря на все предпринятые правительством Белоруссии меры по унификации валютного курса, пока занимает выжидательную позицию. В Белоруссии сохраняется государственный контроль над ценообразованием, финансовая экспансия государства, его вмешательство в экономику и притеснение независимых предпринимателей. В таких условиях МВФ предпочитается дождаться осуществления структурных реформ и потому, как заявил несколько дней назад представитель фонда, в переговорах о выделении Белоруссии кредита прогресса пока нет. Лукашенко тем временем уже дал понять, что не готов идти на глубокие экономические реформы. Он запретил приватизацию крупных и потенциально привлекательных предприятий и называет это правильным ходом. Президент считает себя последней инстанцией, которая должна принимать все решения о продаже предприятий.
Результатом существования командной экономики стала убыточная деятельность предприятий, большей частью находящихся в государственной собственности. По данным Мирового банка, не больше 30% из них приносят прибыль. Тем временем, Министерство статистики Белоруссии, в нынешнем году зафиксировало рост ВВП на 4% по сравнению с показателем прошлого года. В наличии экономического роста в стране нет никаких сомнений, в этом уверен и Кулик. Проблема лишь в прогнозируемом на ближайшие годы развитии неблагоприятных тенденций. Основой для роста ВВП стало увеличение объемов промышленного производства почти на 8%, причем наибольший рост наблюдался в машиностроении, металлургии, легкой и пищевой промышленности.
Однако статистика не дает ответа на вопрос, какое количество произведенных товаров реализуется. Правительство, субсидируя неэффективные предприятия, стремится избежать их банкротства и ликвидации. Эксперты утверждают, что большая часть продукции, произведенной белорусской промышленностью, просто лежит на складе, не находя сбыта. Правда, по словам Кулика, Белоруссия все же нашла собственную нишу на рынке стран СНГ, где продает продукцию, хотя и уступающую западным товарам по качеству, зато более дешевую и соответствующую потребностям большей части населения государств СНГ. Кроме традиционных тракторов, речь, в том числе, идет и о черно-белых телевизорах, одним из ведущих производителей которых является Белоруссия .
Существенное, хотя и недостаточное сокращение уровня инфляции (по данным Мирового банка, с 250 до 180%), объясняется политикой рестрикции, проводимой Национальным банком Украины. По заявлениям президента Лукашенко, в 2001г. печатный станок уже не будет использоваться для поддержки неэффективного белорусского сельского хозяйства, в структуре которого до сих пор преобладают созданные еще в советское время колхозы. В этой связи возникает вопрос, как Минск собирается сохранить сельское хозяйство республики, не проводя реформ? Сокращение производства сельскохозяйственной продукции продолжается, в первой половине этого года оно составило 7% по сравнению с соответствующими показателем прошлого года.
Основной опорой белорусской экономики является Россия. Белоруссия, вынужденная импортировать до 85% потребляемых энергоносителей, большую часть из них получает из России в виде природного газа по значительно более низким - по сравнению с мировым уровнем - ценам. Кроме того, Россия согласна на частичную оплату в виде бартера (прежде всего, продуктами питания и тракторами). В первой половине этого года на Россию приходилось 57% белорусской внешней торговли. Общий размер внешней торговли увеличился за этот период года почти на 30% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Дефицит торгового баланса Белоруссии составил 630 млн. долларов.
Несмотря на развал белорусской экономики, Минск остается твердым приверженцем административно-командной системы. С мая в республике идет перерегистрация мелких и средних частных предприятий. По оценкам специалистов, в первой половине 1999 г. количество мелких и средних предприятий сократилось на 30%. В настоящее время тенденция к сокращению и без того небольшого частного сектора белорусской экономики сохраняется. Открытая враждебность по отношению к иностранным инвесторам сопровождается в Белоруссии не менее открытым поиском финансовой поддержки. Избегая отношений с Западом, Белоруссия ориентируется практически исключительно на Россию. Недавно российский Центробанк объявил о выделении Белоруссии кредита на стабилизацию национальной валюты в преддверии создания валютного союза в 2005г. Пока, правда, остается под вопросом, сможет ли союз Белоруссии и России преодолеть подготовительную стадию своего существования, ведь западный сосед России выполняет в нем исключительно роль просителя, даже не пытаясь пресечь зло на корню.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях