Frankfurter Allgemeine | 22 ноября 2001 г.
"Мягкий путь" Владимира Путина
Ральф Витцлер
Российский президент - дзюдоист. Путин думает и действует в соответствии с философией "мягкого пути", в свободном переводе японское "дзю-до" означает "победить, поддавшись".
Кремлевский хозяин не использует свою силу против силы противника напрямую. Он не встречает атакующего контратакой, на нажим он не реагирует нажимом, наоборот, он еще больше подтягивает своего оппонента к себе и использует его неустойчивое положение в собственных интересах.
Толкающего нужно потянуть
Один пример: Америка бомбит Афганистан. Как бы поступили бывшие российские президенты, как реагировал бы Советский Союз: нападение было бы жестко осуждено. Был бы создан антиамериканский фронт. Не так действует Путин. Он поддерживает США в их линии и тем самым стабилизирует свое положение. Российские действия в Чечне вдруг предстают в совершенно ином свете. Так, обласканная Америка едва ли сможет теперь отказать Путину в определенных уступках. Победил, поддавшись.
Теперь, воспользовавшись созданной таким образом благоприятной ситуацией, Россия может со своей стороны проявить активность. Например, чтобы убедительно предлагать себя миру как доходное место для инвестиций. У Путина большой интерес к этому. До сих пор доверие инвесторов было очень чувствительным и нежным растением. Ненадежность в долговременной уверенности и действенности предпринятых мер ощутимо превалировала над готовностью идти на риск.
Дамоклов меч низких цен на нефть
Теперь же многочисленные законодательные акты в экономической и финансовой сферах смотрятся в ином свете. Путин, кажется, серьезно настроен по отношению к реформам и действительно хочет открыть страну для Запада. Кое-что говорит за то, что так оно и есть. Ведущий немецкий консультант по проблемам менеджмента, который часто привлекался к работе в России и государствах СНГ, говорил: "Пока Путин остается на своей должности, он является гарантом стабильности".
С необычной открытостью говорится теперь, например, об опасности, которая угрожают проекту бюджета российского правительства на 2002 год ввиду падения цен на нефть. Министр финансов Алексей Кудрин уже высказался за пересмотр прогноза экономического роста с нынешних 4,3 % до 3,8 %. Еще неясно, как будут обстоять дела с ценами на нефть, даже если будет достигнуто соглашение между ОПЕК, Россией, Норвегией и Мексикой. По крайней мере, проект бюджета до сих пор строился из расчета средней цены в 18,5 долларов за баррель.
Знать бы, куда вкладывать деньги
Финансовые площадки и экономическое состояние России, при всех очевидных шагах, которые были сделаны для исправления положения, все еще имеют некоторые особенности. Россия большая, и не везде влияние президента одинаково. Влияние бюрократии еще более различно, смотря по тому, кто имеет на месте больший вес.
Вопрос места важен. В Поволжье, в Петербурге, Москве и в прилегающих к ним областях условия деятельности для иностранных фирм значительно лучше, чем, например, в далеком Норильске, расположенном в Красноярском крае в Сибири. Отношение к инвесторам, однако, часто зависит от отдельных губернаторов. Такие люди как Путин и московский мэр Лужков могут смягчить влияние бюрократии до сносного уровня.
Под вопросом и последствия действия новых процессуальных норм. Кто знает, во что в результате выльются те или иные шаги? Как обстоят дела с преобразованиями? Насколько продуманы разработанные и принятые в спешке законы? В этом году законодательная власть работала под значительным давлением. Решены были многие проблемы: регистрация предприятий, судебная реформа, вследствие которой влияние прокуроров и региональных органов власти должно уменьшиться, пенсионная и банковская реформы, закон о борьбе с отмыванием денег. Очередные законы должны быть приняты в ближайшем будущем.
Пошлины и ВТО
До сих пор таможенная система чрезвычайно сложна, особенно это касается импортных сделок из западных стран в Россию. В то время как, например, для стран-кандидатов на вступление ЕС в специальном соглашении зафиксирован график последовательного решения таможенных проблем, что обеспечивает экономике необходимую стабильность, то в России ничего подобного не существует. Например, также для стран-кандидатов и далее будут действовать протекционистские пошлины на продукцию сталелитейной промышленности или сельского хозяйства, но то, что делает с пошлинами Россия, она решает единолично, а льготы выторговываются на двусторонних переговорах. Таким образом, к примеру, строительство завода БМВ под Санкт-Петербургом имеет своей целью, прежде всего, избежать огромных пошлин, которые тяжким бременем ложатся на импорт готовых автомобилей.
Но и здесь, кажется, выход найден. Путин уже неоднократно высказался за быстрое вступление его страны в ВТО. За этим должно последовать решение многих еще открытых вопросов, которые до сих пор заставляют медлить потенциальных инвесторов. И Путин знает, что даже то намерение, которое всего лишь только объявлено, оказывает действие. Однако вступление в ВТО не произойдет в один день. Случай с Китаем - это достаточный аргумент. Переговоры о вступлении сопровождаются бесконечным торгом и уступками. Но как уже было сказано, и не надо об этом забывать: Путин - дзюдоист. Он в этом разбирается.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях