Статьи по дате

Libération | 22 ноября 2001 г.

Россия хочет иметь свой голос в НАТО

Вероник Суле

Россия, бывшая некогда основным противником НАТО, добивается теперь предоставления ей "права голоса" в Североатлантическом альянсе. За несколько часов до прибытия генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, который прилетел в Россию с трехдневным визитом, российский министр обороны напомнил о новых устремлениях Москвы. Не вступая в организацию, которую Москва называет "реликтом холодной войны", Россия, используя свое новое положение союзника по антитеррористической коалиции, надеется обрести в этой организации свой голос, иными словами, быть стороной, участвующей в принятии решений.

Министр обороны, таким образом, косвенно ответил на пробный шар, запущенный на прошлой неделе британским премьер-министром. Тони Блэр предложил пересмотреть отношения Россия-НАТО, что помогло бы Москве участвовать в принятии некоторых решений. С 1997 года Россия и НАТО взаимодействуют через Совместный постоянный совет, наделенный ограниченными полномочиями, в основном, консультативного характера. Решение об учреждении этого совета было принято как утешительный приз в период первой волны расширения НАТО на Восток, с чем Москва безуспешно пыталась бороться.

"Суть наших предложений заключается в создании нового механизма сотрудничества на равных условиях между членами НАТО и Россией, чтобы Москва имела право голоса, право принятия решений", - заявил вчера Сергей Иванов. - "Это может привести к ликвидации нынешней формы сотрудничества Россия-НАТО в рамках постоянно действующего Совета. Однако все признают, что существующий механизм практически не действует".

Россия продолжает выступать против второй волны расширения НАТО, намеченной на 2002 год. В Североатлантический альянс, помимо прочих, должны быть приняты три балтийских государства, что приблизит НАТО к границам России. В ходе своего недавнего визита в Соединенные Штаты Владимир Путин вновь твердо заявил: "Я не только против расширения НАТО, я считаю, что сам альянс уже не имеет смысла. (?) Мы не имеем права указывать людям, что им делать". Воспользовавшись потеплением отношений с западными странами, российский президент надеется, что союзники пойдут на уступки.

Между тем, Москва относится к НАТО с недоверием, полагая, что если после падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы исчезла Организация Варшавского Договора, то Североатлантический альянс также следовало бы распустить. Существование этой организации как бы служит демонстрацией того, что Москва продолжает оставаться источником опасности. Официально, Кремль ограничивается предложением о "трансформации" НАТО в "более политическую" организацию, которая бы де-факто стремилась к самороспуску.

Для НАТО вопрос заключается в том, в принятии каких решений будет участвовать Россия и на каком уровне ассоциировать Россию, которая уже мечтает о праве вето. Сферами совместного принятия решений могут быть борьба с терроризмом, борьба против распространения оружия массового поражения, а также операции по поддержанию мира. Однако и речи не может быть о предоставления ей права высказываться по таким ключевым вопросам, как расширение?

Источник: Libération


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru