The Economist | 22 ноября 2004 г.
Правительство объявляет конец игры
Редакция
Правительство России назначило дату аукциона основного промышленного подразделения ЮКОСа и планирует продолжить процесс возвращения налоговых долгов, приписываемых компании. Развал компании таким образом уже не за горами - даже если это еще и не конец грязной истории, полной противоречий.
Едва ли стоит сомневаться, что к концу года от нефтяной компании ЮКОС, навлекшей на себя гнев президента России Владимира Путина и его соратников в Кремле, останется только ее бледная тень. Правительство на этой неделе подтвердило, что аукцион по продаже 77% "Юганскнефтегаза", основного производственного подразделения ЮКОСа, запланирован на 19 декабря. Цель этого аукциона - взыскать с ЮКОСа налоговые долги.
Выжав из себя 4 млрд долларов в счет оплаты налогов за 2002-й и предыдущие годы, ЮКОС стоит перед угрозой нового счета на 14,5 млрд долларов или около того. В довершение всего правительство говорит о новых налоговых претензиях за 2003 год. Некоторые вообще считают, что сумма общего счета по налогам может вырасти до 25-30 млрд долларов, что позволяет предположить, что за "Юганскнефтегазом" со временем последуют и другие активы компании.
Дата аукциона назначена на день накануне внеочередного собрания акционеров ЮКОСа, что очень удобно для правительства.
На этом собрании предполагалось спросить у инвесторов, имеет ли смысл проводить реорганизацию компании, или ее нужно ликвидировать. К тому времени компания уже, видимо, останется без своего основного ресурса в результате процесса, описываемого компанией как не только произвольный, но и незаконный. (По российским законам для удовлетворения кредиторов в первую очередь должны распродаваться непрофильные активы.) Одного из акционеров на собрании не ждут - это Михаил Ходорковский, владелец основного пакета акций и оппонент президента Путина.
Ходорковский томится в тюрьме в ожидании суда по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. И его арест в октябре 2003 года, и последующее преследование ЮКОСа, как считают многие, связаны с политикой, а именно с президентскими амбициями Ходорковского, а не с бизнесом.
Теоретически зарубежные компании имеют право претендовать на покупку "Юганскнефтегаза", но на практике это маловероятно. Что опять-таки очень удобно для правительства, оно недавно организовало покупку принадлежащей государству нефтяной компании "Роснефть" газовой монополией "Газпром", тоже управляемой государством. Эта сделка не только увеличила долю государства в "Газпроме" - теперь это чуть свыше 50%, но и покончила с сомнениями относительно того, какая из компаний - "Роснефть" или "Газпром" будет претендовать на активы ЮКОСа, когда они пойдут с молотка. Теперь ответ ясен - это будут обе компании в тандеме (хотя может вмешаться и еще одна российская компания).
Правительство также, вероятно, обеспечит, чтобы цена, за которую купят "Юганскнефтегаз" не оказалась больше, чем местные претенденты могут проглотить. Начальная цена - 8,65 млрд долларов. Это выше, чем смехотворно низкая цена в 4 млрд долларов, которую предлагали некоторые, но ниже даже самой скромной суммы в 10,4 млрд долларов - нижний предел по оценке инвестиционного банка Dresdner Kleinwort Wasserstein (DKW), к которому правительство обратилось за независимой экспертизой. Максимальная цена, по оценке DKW, 17 млрд долларов. Однако все еще неясно, в какой мере в цену "Юганскнефтегаза" входят его обязательства по налогам.
Еще более усугубляет положение ЮКОСа и Ходорковского то, что правительство недавно в предвкушении аукциона закрутило гайки. В четверг российские власти устроили новый обыск в офисах ЮКОСа и "Юганскнефтегаза" и арестовали Алексея Курцина, управляющего делами одного из филиалов, по обвинению в хищении. Как будто бы этого мало, Генпрокуратура выдала международный ордер на арест Николая Гололобова, одного из адвокатов ЮКОСа. Его обвиняют в том, что он незаконно присвоил акции, стоимость которых исчисляется миллиардами рублей, в 1998 году. "Я думаю, что это дело было возбуждено против меня лично по той простой причине, что я являюсь адвокатом ЮКОСа", - сказал Гололобов в интервью агентству Reuters во время своего визита в Великобританию.
ЮКОС - не единственная российская нефтяная компания, оказавшаяся под прицелом из-за предполагаемого уклонения от налогов. На прошлой неделе акции "Сибнефти", компании, контролируемой Романом Абрамовичем, еще одним олигархом, упали в цене из-за сообщений о планах правительства потребовать от нее возмещения долгов на сумму 733 млн долалров.
Компания ТНК, доля которой принадлежит компании BP, тоже получила счет на 87 млн долларов. Дабы успокоить нефтевиков, Путин на встрече с предпринимателями сказал, что им нечего бояться, если они добросовестно платили налоги и готовы раскошелиться на новую инфраструктуру, в которой назрела насущная потребность.
Однако для большинства представителей отрасли это пустые слова (многие проинтерпретировали их как попытку продемонстрировать, что преследование ЮКОСа не является чисто политическим). В конце концов ЮКОС прибегал к уловкам для минимализации налогов, которые были в свое время общепринятыми в этой отрасли, и в тот период, когда они впервые были использованы, вовсе не считались чем-то незаконным.
Что бы ни произошло в декабре, едва ли надо сомневаться, что в настоящий момент высокие цены на нефть идут на пользу интересам ЮКОСа и экономики России в целом. Настолько, что рейтинговое агентство Fitch на этой неделе приняло решение о повышении на один пункт показателя кредитоспособности России.
Финансовое положение России сейчас настолько устойчивое, что она может справиться с большинством потрясений, утверждает Fitch.
Поскольку другое агентство - Moody's - уже повысило рейтинг России, теперь из всех крупных рейтинговых агентств только Standard & Poor's оценивает долг российского правительства ниже инвестиционного уровня.
До сих пор несчастья ЮКОСа не остановили международные нефтяные компании от инвестирования в российский энергетический сектор. В сентябре американская нефтяная компания ConocoPhillips купила 7,6% "Лукойла" за 2 млрд долларов. Это самая крупная приватизационная сделка в истории России. Стоит ли говорить, что в сопоставлении с этой ценой 8,65 млрд долларов, назначенные в качестве начальной цены за "Юганскнефтегаз", выглядят как мизерная сумма. На этой неделе ConocoPhillips заявила о намерении купить еще 2,4% "Лукойла", а со временем могла бы довести свою долю в компании до 20%.
Благодаря иностранным инвестициям и прибылям от высоких цен на нефть, стабилизационный фонд, учрежденный правительством в качестве подушки безопасности для страны, пополнился значительно быстрее, чем предполагалось. Правительство даже снискало похвалу за разумное обращение с резервами. И теперь Путин, вероятно, полагает, что если цены на нефть останутся такими же высокими и поток иностранных инвестиций не прервется, то он может продолжать делать со своими политическими противниками и их активами все, что пожелает.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях