Business Week | 22 ноября 2006 г.
Объединение против России
Редакция
Польша и Литва посылают сигнал России об отношениях с ЕС, а Грузия - о вступлении в ВТО
Эту неделю Кремль, вероятно, захочет поскорее забыть.
Во-первых, Польша остановила подписание нового партнерского соглашения между Россией и Евросоюзом, а Литва четко дала понять, что поддерживает Варшаву. Затем премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели вновь озвучил угрозу Тбилиси наложить вето на вступление России во Всемирную торговую организацию. И - как будто этого недостаточно - президент Молдавии Владимир Воронин и грузинский министр иностранных дел Гела Бежаушвили договорились о сотрудничестве в разрешении "замороженных конфликтов" вокруг промосковских анклавов - Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
Можно понять, почему Путин считает, что соседи ополчились против него. Но, по правде говоря, он сам этого добивался.
За последние несколько лет всем наблюдателям стало ясно, что теперь миру приходится иметь дело совсем с другой Россией, чем та погрязшая в долгах и больная соседка, к которой мы привыкли в 1990-е годы.
Экономика возрождается, в страну хлынули деньги за энергоносители, и Москва активно стремится вернуть себе статус великой мировой державы. В то же время путинский Кремль, кипящий от обиды после десятилетия унижений, со зловещим упорством использует экономические удары для наказания тех, кто посмел выйти (или попытался выйти) из российской сферы влияния.
Судя по всему, в Москве не понимают, что ее усилия входят в противоречие друг с другом.
Возьмем пример с Евросоюзом.
Россия весьма стремится к партнерскому соглашению с Брюсселем. Но в то же время Путин упрямо выступил против ратификации Россией международной Энергетической хартии на октябрьских переговорах с ЕС в Финляндии. Хартия предусматривает доступ европейских компаний к российскому энергетическому сектору и единое отношение Москвы ко всем европейским странам с точки зрения гарантий поставок. После январского спора с Украиной о ценах на газ, который привел к перебоям с поставками в Европу, многие страны ЕС открыто выразили беспокойство, не использует ли Москва энергетику как оружие в политической борьбе.
Польша, активнее других предупреждающая о зависимости Европы от России, настаивает, что Москва должна принять Энергетическую хартию до того, как начнутся переговоры о партнерском соглашении. Кроме того, Варшава требует, чтобы Россия сняла длящееся уже год эмбарго на импорт пищевой продукции из Польши, которое многие считают политически мотивированным.
Хотя максимализм Польши заставил многих "старых" членов ЕС нервничать, новые члены союза, кажется, одобряют действия Варшавы. Заместитель министра иностранных дел Литвы Зигмантас Павильонис заявил, что Вильнюс координирует свою российскую политику с Польшей, которую он называл "стратегическим партнером".
Сигнал, посланный из Варшавы и Вильнюса, абсолютно ясен: если вы хотите партнерских отношений с ЕС, то должны придерживаться европейских стандартов открытости, рыночной свободы и конкуренции, должны прекратить использовать энергию в политических целях.
Такая же тенденция наблюдается в переговорах России о вступлении во Всемирную торговую организацию.
Грузия, угрожающая наложить вето на это решение, требует, чтобы Россия отменила запрет на импорт грузинских вин, минеральной воды и сельскохозяйственной продукции - эти запреты Грузия считает политически мотивированными. Тбилиси также хочет получить гарантии, что Россия не будет торговать (через голову Грузии) с Абхазией и Южной Осетией - сепаратистскими республиками, ориентированными на Москву.
В своем недавнем интервью для "Радио Свободная Европа" премьер-министр Грузии Ногаидели назвал проблему Абхазии и Южной Осетии "крайне принципиальным вопросом для всех членов ВТО". Он добавил, что "никто не согласится на торговлю через нелегальные пограничные посты".
Так же, как Польша и Литва направили России сигнал относительно ЕС, Ногаидели высказался насчет ВТО: вы можете или продолжить играть в региональную державу, поддерживая непризнанные режимы на территории соседей, или присоединиться к главной мировой торговой организации. То и другое одновременно невозможно.
Во время визита в Санкт-Петербург 16 ноября спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе слегка смягчила заявления Тбилиси, но в целом послание осталось тем же. "Грузия не станет препятствовать вступлению России в ВТО, если Россия будет соблюдать принципы этой организации", - заявила Бурджанадзе.
Данные замечания были особенно неприятны, поскольку прозвучали в тот момент, когда Россия приблизилась к долгожданному разрешению на вступление в ВТО со стороны Вашингтона.
Подобная ирония судьбы нравится бывшим сателлитам Москвы. Теперь у них есть возможность не дать Кремлю осуществить свою мечту сесть за один стол с мировой элитой до тех пор, пока он не начнет играть по новым правилам. И, похоже, сейчас они намерены использовать это оружие.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях