Die Presse | 22 ноября 2013 г.
Политкорректность российской полочки "Билли"
Эдуард Штайнер
Шведская сеть магазинов мебели и товаров для дома IKEA, маневрируя между соблюдением западных стандартов и приспособлением к авторитарным целевым рынкам, допустила досадную оплошность, пишет Эдуард Штайнер в Die Presse. В декабрьском номере каталога IKEA, расходящегося по миру тиражом в 200 млн экземпляров, размещена статья о жизни лесбиянок Клары и Кирсти, но скандал заключается в другом: ее предпочли убрать из российской версии издания. Маркетологи компании сочли: пусть лучше будут Иван и Ольга.
Представители ЛГБТ-сообщества в Швеции сразу же обвинили руководство компании в трусости. По их мнению, с помощью материала "можно было бы проверить, что же в России понимается под гомосексуальной пропагандой".
Но, как заявила представитель компании Ильва Магнуссон, этот шаг был продиктован "необходимостью соблюдать российский закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений".
Получается, продолжает Штайнер, что граница между законопослушностью и отказом от соблюдения столь ценимых в Скандинавии принципов размыта. IKEA в прошлом неоднократно удаляла изображения женщин из своих каталогов для Саудовской Аравии и отказалась в 2012 году опубликовать на российском сайте победившую в конкурсе фотографию с четырьмя молодыми людьми в балаклавах, так как она вызывала ассоциации с опальной панк-группой Pussy Riot.
Действуя подобным образом, "компании и политики становятся новыми герольдами авторитарных систем", пишет автор. "В случае с Россией они не только агитируют за сочувствие к ее "особому пути", но и преуменьшают имеющийся в стране дефицит соблюдения прав человека до небольших сопутствующих потерь на пути в светлое будущее". По иронии судьбы, они только сильнее выставляют напоказ "дихотомию авторитарного общества, заключающуюся в том, что правящий класс, не желая отказываться от западного стиля жизни со всеми его атрибутами, одновременно навязывает народу мысль о порочности западного влияния и всеми способами выстраивает заграждения".
Между тем, замечает автор, именно этому народу желают продавать свои товары западные компании, и спрос на удобную полочку под названием "Билли" в IKEA огромен.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях