Le Monde | 22 октября 2001 г.
В Чечне начинает материализовываться туманная перспектива урегулирования
Софи Шихаб
Накануне третьей встречи между президентами Бушем и Путиным в Шанхае американский госсекретарь Колин Пауэлл вновь заявил, что ?не может быть военного решения конфликта в Чечне?, где российские самолеты и вертолеты возобновили удары по сторонниками независимости, которых в Москве всегда называли ?террористами?. По словам Пауэлла, далеко не все из этих людей, ?воюющих против России, являются террористами: Вашингтон, уточнил он, признает право России бороться с терроризмом на Кавказе, но настаивает на урегулировании конфликта путем переговоров и соблюдении прав человека.
Идет ли речь о заявлениях, которые так и останутся без последствий, как это было накануне двух предыдущих российско-американских саммитов? Или же, в свете событий, произошедших 11 сентября, их можно расценивать как признак того, что Вашингтон намерен пересмотреть свой внешнеполитический курс, не только в отношении Палестины, но также и в отношении Чечни, где мусульмане продолжают оставаться жертвами кровавых расправ, грабежей и пыток?
С тех пор как международные гуманитарные организации прекратили направлять в Чечню иностранных сотрудников, обо всем происходящем в этой республике остается узнавать лишь из ежедневных сообщений в средствах массовой информации. Становится известно, что каждую неделю там погибает несколько десятков человек.
Несмотря на то, что еще в июне президент Путин утверждал, что война ?закончена?, российские СМИ, напротив, были вынуждены признать, что чеченские боевики активизировали свою деятельность с середины июля, когда они начали осуществлять нападения на ?комендатуры? в одно и то же время в различных населенных пунктах Чечни. Российские войска все так же активно продолжают проводить репрессивные операции, включая аресты ?гражданских? лиц. Согласно сообщениям некоторых источников, русские военные даже увеличили размер выкупа за освобождение арестованных. По мнению некоторых, это объясняется тем, что после решения Путина о вступлении в альянс с Вашингтоном в борьбе с терроризмом многие российские военные могут быть направлены из Чечни в Среднюю Азию, где имеются более широкие возможности для грабежей.
В тот же день российский президент выступил с заявлением, которое можно было интерпретировать как ?ультиматум? чеченцам о сдаче оружия. Однако в действительности заявление оказалось первым официальным предложением о начале переговоров за более чем двух-летний период ведения войны. Но не является ли это ловушкой? Согласно высказываниям Масхадова, представители двух президентов имели лишь телефонные контакты, в ходе которых обсуждались условия проведения встречи. Чеченский президент уточнил, что он не настаивает на присутствии иностранных посредников. В то же время пресс-секретарь Путина вновь заявил, что ни о каком посредничестве не может быть и речи и что Масхадов ?никого не представляет? ? Данная реакция, как кажется, не вызывает оптимизма. Г-н Путин, наконец, осознал, что его армия увязла в Чечне. Поэтому он решил постепенно оттуда выбираться, маскируя свои неудачи условиями нового альянса с Соединенными Штатами. Вместе с тем, Соединенные Штаты до сих пор не передали президенту Масхадову список ?террористов, связанных с бен Ладеном?, находящихся, согласно утверждениям Буша, в Чечне. Кремль ранее заявлявший, что в Чечне находятся ?тысячи арабских террористов?, совершенно неожиданно начал говорить, что таких террористов ?не более двух сотен?. Президент Масхадов, представляющий прозападное течение в чеченском сопротивлении, выступил с осуждением терактов в Америке.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях